Для участия в муниципальном конкурсе УК "первого года жизни" должна сформировать и представить промежуточный (не годовой) бухгалтерский баланс
© unitone.vector.gmail.com / Фотобанк Фотодженика |
Тройка судей Экономколлегии ВС РФ вынесла определение о применении абз.4 подп. 2 п.53 Правил проведения органом МСУ открытого конкурса по отбору УК для управления МКД (утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75, далее – Правила № 75) (Определение СКЭС ВС РФ от 20 мая 2022 г. № 304-ЭС21-28737).
Поводом к спору стал конфликт между:
- администрацией города, которая не пустила УК к участию в таком конкурсе, потому что она не представила копию утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период,
- УК, которая на момент проведения конкурса не просуществовала и года, поэтому годового баланса у неё попросту не было,
- и ФАС, которая заступилась за УК и вынесла предписание в адрес ОМСУ с требованием отменить протокол рассмотрения заявок на участие в спорном конкурсе и повторно рассмотреть все заявки.
ОМСУ оспорил предписание в суде, однако безуспешно: три судебные инстанции согласились с антимонопольным органом:
- на момент объявления закупочной процедуры (ноябрь 2020 года) срок формирования и подачи налоговой отчетности для УК не наступил, потому что на учет её поставили лишь в марте 2020 года,
- что касается формирования промежуточной отчетности, то ни учредительные документы УК, ни законодательство не обязывают формировать таковую,
- следовательно, УК не обладала объективной возможностью представить бухгалтерскую или налоговую отчетность за последний налоговый период,
- значит, ее следовало допустить к участию в конкурсе, тем более что она представила и пояснительную записку о невозможности предоставить бухгалтерский баланс за последний год, и справки об отсутствии задолженности перед РСО, бюджетом, по административным штрафам, по налогам и сборам и ссудной задолженности, а также справки об оборотах по банковскому счету за период с апреля по ноябрь 2020 года; копию информационного письма о переходе на УСН; копию лицензии на управление МКД, что в совокупности подтверждает положительное финансовое состояние участника конкурса.
Однако Верховный Суд отменил все состоявшиеся решения и удовлетворил требования ОМСУ:
Узнайте все нюансы подачи заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации по управлению МКД в Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ- из буквального толкования абз. 4 подп. 2 п. 53 Правил № 75 следует, что в составе конкурсной заявки претендент обязан представить именно утвержденный бухгалтерский баланс за последний отчетный период, а не какой-либо иной документ в подтверждение своей финансовой состоятельности. Отсутствие баланса в приложении к заявке является основанием для отказа в допуске претендента к участию в конкурсе;
- отсутствие у лица утвержденного бухгалтерского баланса не может быть восполнено за счет представления иных документов, поскольку такая возможность не предусмотрена законодательством;
- ненаступление срока проведения общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности, также не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации, поскольку по смыслу взаимосвязанных положений ст. 3, ч. 4 ст. 13, ч. 1 и 4 ст. 15 Закона о бухучете первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется данная отчетность, а Правила № 75 предусматривают необходимость предоставления копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период, не ограничивая данное требование периодом годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- при этом в рассматриваемом случае УК имела реальную возможность представить в составе заявки промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность с момента образования и постановки на учет (март 2020) по дату объявления закупочной процедуры (ноябрь 2020 года).