Новости и аналитика Новости ВС РФ уточнил права банков при установлении ими "заградительных" тарифов клиентам

ВС РФ уточнил права банков при установлении ими "заградительных" тарифов клиентам

ВС РФ уточнил права банков при установлении ими "заградительных" тарифов клиентам
valphoto / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел кассационную жалобу по делу о взыскании с компании банком свыше 171 тыс. руб. в качестве комиссии от суммы ее перевода физическому лицу в связи с признанием такой операции сомнительной и пришел к выводу, что судами первой, апелляционной и кассационной инстанций были существенно нарушены нормы материального и процессуального права. В частности, в принятом определении от 7 декабря 2021 г. № 304-ЭС21-14940 указывается следующее:

  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон № 115-ФЗ) не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение (Обзор судебной практики ВС РФ № 4, утв. Президиумом ВС РФ 25 декабря 2019 г.);
  • взимание банком специального размера комиссионного вознаграждения по сравнению с действующими тарифами за иные аналогичные по виду операции фактически является платой за проведение обладающей признаками сомнительности операции, получение которой не соответствует целям правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, а также мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (п. 2 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

Напомним, в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, предоставлено право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции при возникновении подозрений, что данная операция совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При этом ВС РФ отметил, что при рассмотрении данной категории споров судам надлежит требовать у стороны необходимые объяснения или дополнительные сведения, разъясняющие экономический смысл проводимых операции.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

Недополученные метры по ДДУ, оплата покупок чужой картой – в третьем Обзоре ВС РФ за 2021 год

Недополученные метры по ДДУ, оплата покупок чужой картой – в третьем Обзоре ВС РФ за 2021 год

В нем также содержатся иные позиции по вопросам, возникающим в судебной практике.

При размене банкнот или замене поврежденных купюр на сумму до 40 тыс. руб. идентификация клиента-физлица не нужна

При размене банкнот или замене поврежденных купюр на сумму до 40 тыс. руб. идентификация клиента-физлица не нужна

За исключением случаев наличия подозрений, что данная операция осуществляется в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Подготовлена форма сообщения о предоставлении банком запрашиваемых сведениях своих клиентов

Подготовлена форма сообщения о предоставлении банком запрашиваемых сведениях своих клиентов

Право налоговой инспекции запрашивать такие данные определено недавними поправками в НК РФ.

Банк России пояснил кредитным организациям, как информировать физлиц о заключаемых ими финансовых договорах

Банк России пояснил кредитным организациям, как информировать физлиц о заключаемых ими финансовых договорах

Так, например, указанная информация должна предоставляться в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.