Новости и аналитика Новости Дайджест разъяснений Минфина России за 2020 год по оформлению первичных документов и регистров

Дайджест разъяснений Минфина России за 2020 год по оформлению первичных документов и регистров

Дайджест разъяснений Минфина России за 2020 год по оформлению первичных документов и регистров
simpson33 / Depositphotos.com

Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета, утвержденными Приказом № 52н, предусмотрен порядок составления всех унифицированных форм, применяемых учреждениями. Однако порой этого оказывается недостаточно. А после внесения в сентябре прошлого года масштабных изменений в Приказ № 52н вопросов у учреждений стало еще больше...

В этом материале дайджеста – письма Минфина России по вопросам оформления первичных документов, не включенные в новостную ленту 2020 года:

1.

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

1.1

Письмо Минфина России от 20 января 2020 г. № 02-07-10/2704

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) является первичным учетным документом, необходимым для отражения в учете новым правообладателем объектов нефинансовых активов, поступающих или выбывающих при возникновении или прекращении права оперативного управления, права собственности публично-правового образования. Поэтому при передаче нефинансовых активов, входящих в состав имущества казны, в безвозмездное пользование учреждениям, организациям (иным правообладателям) Акт (ф. 0504101) формировать необходимо.

1.2

Письмо Минфина России от 7 мая 2020 г. № 02-06-05/36826

Форма Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) является унифицированной формой первичного учетного документа, применяемой организациями бюджетной сферы, и ее составление в произвольной форме бюджетным законодательством не предусмотрено.

В Акте (ф. 0504101) обязательно отражается первоначальная/ балансовая стоимость объектов нефинансовых активов, вовлеченных в процесс передачи/приемки, на дату перехода права владения. Расхождение данных о величине накопленной амортизации (данных об остаточной стоимости) в Акте (ф. 0504101) и в распоряжении о передаче объекта в случае возникновения временного разрыва при оформлении передачи права собственности на объект, составляющего более одного месяца, соответствует положениям нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бюджетного/ бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности.

1.3

Письмо Минфина России от 4 июня 2020 г. № 02-07-05/48079

В Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) реквизиты "отметки о снятии с учета (отправителем)" и "отметка о принятии к учету (получателем)", заполняемые бухгалтерской службой, отражают информацию о принятии данного документа к учету. В случае проставления отметки бухгалтерии одной из сторон, оформляющей Акт (ф. 0504101), до подписания документа обеими сторонами (то есть до совершения сделки как юридического факта), такая отметка проставляется в целях раскрытия информации, подтверждающей наличие передаваемого имущества на балансовом учете.

В случае если оформление передачи имущества занимает длительный период времени, в течение которого балансовые показатели передаваемого имущества могут быть изменены, например, вследствие изменения стоимостных оценок имущества, начисления амортизации, проведения процедур обесценения, то в целях синхронизации консолидируемых оборотов при передаче имущества между организациями бюджетной сферы уточнение бухгалтерских данных по отражению свершившейся передачи имущества осуществляется посредством направления Извещения (ф. 0504805). В указанном случае бухгалтерские записи, отраженные по факту принятия к учету объектов имущества (на основании первичных учетных документов (актов приема-передачи), могут иметь стоимостные значения, отличные от тех, что были указаны в передаточных документах.

При электронном документообороте отметка бухгалтерии на документе не проставляется, при этом данный документ подлежит принятию к учету в оценочных значениях балансовых стоимостных показателей, подтвержденных отдельным Извещением (ф. 0504805) либо иным документом, предусмотренным в рамках документооборота.

1.4

 Письмо Минфина России от 28 октября 2020 г. № 02-06-05/93923

Параллельно с Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при расчетах, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах, применяется Извещение (ф. 0504805). Положения Приказа № 52н не устанавливают приоритетную обязанность одного из субъектов учета по составлению и направлению другому субъекту учета по взаимосвязанным операциям Извещения (ф. 0504805). Как следствие, данный документ может быть подготовлен любой стороной, участвующей во взаимосвязанных операциях.

При этом согласно положениям Стандарта "Концептуальные основы" активы, полученные учреждением от учредителя, иной организации бюджетной сферы подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной – по стоимости, отраженной в передаточных документах. Учитывая данную норму и необходимость отражения в Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) стоимостных оценок передаваемого объекта имущества, оформление Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), по мнению Минфина России, следует осуществлять передающей стороной.

2.

 Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)

Письмо Минфина России от 15 октября 2020 г. № 02-06-10/90417

Ведомость (ф. 0504210) служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия указанных материальных ценностей с балансового учета, в том числе и материальных запасов, выдаваемых на хозяйственные нужды учреждения, например, моющих средств для уборки помещений, выдача которых осуществляется на основании утвержденных нормативов, предусмотренных актами учреждения. При этом указанный порядок не противоречит положениям Стандарта "Запасы". .

3.

Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205)

Письмо Минфина России от 21 октября 2020 г. № 02-06-05/91676

Реквизит "Отметка бухгалтерии" в Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) заполняется бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, для отражения операций по отпуску и получению материальных ценностей после совершения факта хозяйственной жизни, то есть после подтверждения принимающей стороной получения материальных ценностей и заполнения в установленном порядке реквизита "получил".

4.

Реестр сдачи документов (ф. 0504053)

Письмо Минфина России от 6 ноября 2020 г. № 02-06-05/96938

Реестр сдачи документов (ф. 0504053) является регистром бухгалтерского учета, которым передаются в бухгалтерию первичные учетные документы для принятия их к бухгалтерскому учету. Работник бухгалтерии подписанный им второй экземпляр Реестра (ф. 0504053) возвращает ответственному лицу после проведенной в присутствии ответственного лица проверки правильности оформления представленных первичных учетных документов, тем самым подтверждая принятие указанных документов от ответственного лица для отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни. Поэтому оформление приема-передачи первичных учетных документов от ответственного лица в бухгалтерию необходимо осуществлять с применением предусмотренного для указанных целей Реестра (ф. 0504053).

5.

Общие вопросы оформления первичных документов и регистров

5.1

Письмо Минфина России от 24 апреля 2020 г. № 02-06-10/33612

При выявлении по результатам проведения инвентаризации недостачи, ее сумма подлежит возмещению виновными лицами в установленном порядке.

Отсутствие первичных учетных документов, обосновывающих расхождение между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета, не является основанием для прекращения признания в учете объектов имущества, в том числе для прекращения признания в качестве активов капитальных вложений, ранее принятых к бухгалтерскому учету.

5.2

Письмо Минфина России от 22 сентября 2020 г. № 02-07-05/83195

Отметки бухгалтерии о принятии объекта к учету или о его выбытии в случае передачи лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, в оформленном первичном учетном документе не проставляются. В этом случае отметки бухгалтерии об отражении в учете указанных операций, а также бухгалтерские записи, оформляются в Бухгалтерской справке (ф. 0504833). Указанный порядок также применяется при передаче полномочий по ведению бюджетного/ бухгалтерского учета и формированию отчетности централизованной бухгалтерии.

5.3

Письмо Минфина России от 24 сентября 2020 г. № 02-07-10/86820

Возможность не применять печать при подаче заявок на участие в конкурсе (аукционе) в контексте Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" относится к хозяйствующим обществам. При этом решение об отказе от печати принимают сами коммерческие организации (с отражением в уставе организации). При заключении контрактов (договоров) с организациями бюджетной сферы может возникнуть требование о применении печати при оформлении сделки. Одна из сторон сделки, принявшая решение об отказе от применения печати, по мнению Минфина, должна уведомить другую сторону о своем решении до начала заключения контракта (договора).

Наилучшим решением проблемы оформления и передачи первичной учетной документации и регистров бухгалтерского учета является создание технической возможности формирования и обмена документацией в рамках функционирования информационных систем, так как подписанный электронной подписью признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.

Документы по теме:

Читайте также:

Дайджест разъяснений Минфина России по вопросам ВФК за III квартал 2020 года

Дайджест разъяснений Минфина России по вопросам ВФК за III квартал 2020 года

Эксперты компании "Гарант" подготовили подборку разъяснений по ситуациям, рассмотренным министерством в июле-сентябре 2020 года.

Дайджест разъяснений Минфина России по вопросам финобеспечения учреждений: январь-август 2020 года

Дайджест разъяснений Минфина России по вопросам финобеспечения учреждений: январь-август 2020 года

Кратко о выводах специалистов министерства – в дайджесте писем, подготовленном экспертами компании "Гарант".

Дайджест разъяснений Минфина России по бухгалтерской и бюджетной отчетности: весна-лето 2020

Дайджест разъяснений Минфина России по бухгалтерской и бюджетной отчетности: весна-лето 2020

Эксперты компании "Гарант"подготовили обзор документов по вопросам, связанным с составлением отчетных форм, которые возникают как у учреждений, так и у органов, формирующих сводную отчетность.

Минфин России скорректирует бюджетный план счетов

Минфин России скорректирует бюджетный план счетов

Согласно проекту приказа, новые поправки начнут применяться с 1 января 2021 года.