Новости и аналитика Новости "Медицинский десант" в глубинку: нужно либо использовать спецтранспорт (ММК), либо оформлять медлицензию на работу в каждом конкретном месте

"Медицинский десант" в глубинку: нужно либо использовать спецтранспорт (ММК), либо оформлять медлицензию на работу в каждом конкретном месте

"Медицинский десант" в глубинку: нужно либо использовать спецтранспорт (ММК), либо оформлять медлицензию на работу в каждом конкретном месте
AerialMike/ Depositphotos.com

Медцентр, который "лицензирован" по нескольким адресам в черте города, регулярно отправлял мобильную медицинскую бригаду в отдаленный рабочий поселок. Там городские врачи принимали пациентов в помещении местного медпункта – эти помещения официально предоставлялись в пользование центра по надлежаще оформленным договорам. Однако прокурор направил медцентру представление об устранении нарушения законодательства о лицензировании – по мнению прокурора, налицо оказание медицинской деятельности не по адресу, указанному в лицензии (Определение Верховного Суда РФ от 20 июля 2020 г. № 304-ЭС20-9435 по делу № А03-13247/2018).

Медцентр попытался оспорить представление, указывая на следующее:

  • центр не оказывает медпомощи в рабочем поселке на постоянной основе. Туда выезжает мобильная медицинская бригада;
  • а при работе мобильной медбригады на территории медицинских и иных организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и соблюдения санитарно-эпидемиологических условий, лицензирование каждого адреса не требуется;
  • оказание мобильной медицинской бригадой медицинской помощи носило непостоянный, кратковременный характер, что подтверждается договорами аренды, согласованными с краевым Минздравом (в договорах установлен график приезда мобильных медицинских бригад);
  • и региональный ОУЗ, и подразделение Росздравнадзора по региону – оба! – признали выездную деятельность медцентра законной, соответствующей Приказу Минздравсоцразвития № 543н.

Однако суды всех уровней поддержали прокуратуру:

  • Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" требует включать в лицензию сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (п. 2,  п. 3 ч.1 ст. 15),
  • при этом из положений ст. 18 Закона о лицензировании следует, что право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности;
  • медцентр ссылается на выездное медицинское обслуживание населения по спорному адресу организованной им мобильной медицинской бригадой. Согласно адресным разъяснениям, полученным медцентром от Минздрава России и региональной прокуратуры, местом выезда мобильных медицинских бригад признается место осуществления деятельности медицинской организации, создавшей такие бригады, в связи с чем отсутствует необходимость отражения в лицензии мест выезда бригад;
  • мобильные медицинские бригады вправе оказывать медицинскую помощь на основании и в пределах той лицензии, которую имеет медицинская организация, в структуре которой они сформированы;
  • однако согласно п. 6 приложения № 8 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" мобильная медбригада обеспечивается транспортными средствами, в том числе специальными, оснащается медицинским оборудованием;
  • согласно региональному Положению об оказании медпомощи вне медорганизаций, а также в иных медорганизациях выездная работа по оказанию первичной медико-санитарной помощи медицинскими организациями, не обслуживающими население по территориально-участковому принципу, осуществляется с использованием специального транспорта (мобильного медицинского комплекса), зарегистрированного в установленном порядке;
  • между тем выездная работа медцентра в рабочем поселке осуществлялась без использования специального транспорта, зарегистрированного в установленном порядке;
  • а значит, мобильной бригады у медцентра нет, а вот нарушение законодательства о лицензировании как раз есть, а прокурор вынес представление на законных основаниях.

Верховный Суд Российской Федерации отказался пересматривать дело по жалобе центра – поскольку медцентр регулярно оказывал медуслуги не по адресу своей лицензии, и при этом выездная работа по оказанию медико-санитарной помощи осуществлялась без использования специального транспорта.

Напомним, что недавно Правительство РФ уточнило положения о лицензировании меддеятельности, в частности, мобильная медицинская бригада может оказывать первичную медико-санитарную помощь населению, проводить профосмотры и диспансеризацию по адресам, не указанным в лицензии и без ее переоформления.

Документы по теме:

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Читайте также:

КС РФ "легализовал" судебно-медицинские экспертизы, проводимые судебными медиками из СКР

КС РФ "легализовал" судебно-медицинские экспертизы, проводимые судебными медиками из СКР

Тем самым отказавшись рассматривать жалобу на неконституционность ч. 2 ст. 109 УК РФ, ряда норм УПК РФ и трех федеральных законов – о судебно-экспертной деятельности, об основах охраны здоровья граждан и о лицензировании.

КС РФ отказался рассматривать жалобу СМО о неконституционности неустойки за неоплату сверхобъемной медпомощи по ОМС

КС РФ отказался рассматривать жалобу СМО о неконституционности неустойки за неоплату сверхобъемной медпомощи по ОМС

Сама по себе спорная норма, по мнению Суда, не может расцениваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя, а перепроверкой обстоятельств конкретного дела Суд заниматься не должен.

Нарушение лицензионных требований не всегда является поводом для признания расходов по ОМС нецелевыми

Нарушение лицензионных требований не всегда является поводом для признания расходов по ОМС нецелевыми

Например, осуществление деятельности медучреждением по отличному от указанного в лицензии адресу не может стать основанием для признания затрат на оплату труда врачей нецелевыми.

Покупка и списание лекарств на 11,5 млн руб. за счет ОМС– неэффективные расходы?

Покупка и списание лекарств на 11,5 млн руб. за счет ОМС – неэффективные расходы?

Медицинской организации в судебном порядке удалось доказать неправомерность требований ТФОМС о возврате в бюджет и уплате штрафа за неэффективное и нецелевое использование средств ОМС.