Новости и аналитика Новости ВС РФ решит, может ли организация госсектора отказаться от права оперативного управления

ВС РФ решит, может ли организация госсектора отказаться от права оперативного управления

ВС РФ решит, может ли организация госсектора отказаться от права оперативного управления
Kesu01 / Depositphotos.com

Организация госсектора не вправе отказаться от права оперативного управления на закрепленное за ней имущество без согласия собственника. Обоснованность этого тезиса неоднократно подтверждали суды (Определение ВС РФ от 8 июня 2018 г. № 307-ЭС18-2637).


Узнайте в "Энциклопедии судебной практики", когда суды применяют ст. 236 ГК РФ к праву хозяйственного ведения и оперативного управления. Получите полный доступ к интернет-версии системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!


Собственником государственного и муниципального имущества являются публично-правовые образования. В гражданских правоотношениях от имени этих собственников выступают уполномоченные органы. Например, на федеральном уровне таким органом является Росимущество. Причем уполномоченные органы в отдельных случаях отказываются принимать имущество в состав казны, даже если учреждение-балансодержатель не использует его в своей деятельности и активы являются "непрофильными". Подобные отказы приводят к ряду негативных последствий:

Негативное последствие

Комментарий

Дополнительные расходы организации-балансодеражателя по содержанию не используемого в деятельности имущества.

1. Не всегда при утверждении плановых назначений по расходам органы-учредители учитывают затраты по содержанию имущества, не используемого в деятельности учреждения. Так что порой приходится содержать его за счет текущих ЛБО казенного учреждения или средств от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения.

2. На федеральном уровне с 2019 года не предусмотрено включение в сумму субсидии на выполнение задания расходов на содержание не используемого в задании имущества. А целевую субсидия на покрытие таких расходов иногда просто не выделяют.

Бюджет не получает доходы, которые мог бы получить, если бы имущество было передано в казну.

Недополучение доходов – одно из оснований для квалификации при проверке ущерба государству.


Основываясь на перечисленных выше доводах, очередная организация госсектора через суд пытается доказать, что Росимущество злоупотребляет своим правом по принятию имущества в казну. Первая инстанция и апелляция требования балансодержателя удовлетворили(решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 марта 2017 г. по делу № А13-2776/2017, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2017 г. № 14АП-3826/17). А вот кассация отказала, сославшись на то, что ст. 236 Гражданского кодекса не предусмотрено право организации госсектора на отказ от права оперативного управления. Рассмотрение спора в ближайшее время продолжится – дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"