Новости и аналитика Новости Экспертное сообщество против передачи ГИБДД полномочий по контролю за операторами техосмотра

Экспертное сообщество против передачи ГИБДД полномочий по контролю за операторами техосмотра

Экспертное сообщество против передачи ГИББД полномочий по контролю за операторами техосмотраВ настоящее время контроль за деятельностью операторов технического осмотра, равно как и проверка ИП и организаций, претендующих на получение соответствующей аккредитации, осуществляется профессиональным сообществом страховщиков (ст. 22 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – закон о техосмотре). Им является Российский союз автостраховщиков (РСА). В конце октября в Госдуму был внесен законопроект1, предусматривающий передачу указанных полномочий федеральному органу исполнительной власти (далее – Законопроект). Какому именно, не уточняется, но эксперты уверены, что подразумевается МВД России, и на практике этим будет заниматься Госавтоинспекция.

Как подчеркивается в пояснительной записке к Законопроекту, требование законодательства о том, что договор ОСАГО может быть заключен только в отношении прошедших техосмотр ТС (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") не соблюдается страховыми компаниями. Нередко диагностические карты выдаются одновременно с полисом ОСАГО без реального проведения техосмотра. Исключить такую практику, по мнению разработчиков документа – сенаторов Виктора Озерова и Анатолия Лисицына, депутатов Ярославской областной Думы – поможет установление государственного контроля в этой области. При этом часть полномочий по контролю предполагается передать специально созданному НКО – Российскому Союзу организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств. Стоит отметить, что подобный законопроект, который региональный парламент вносил в Госдуму в марте текущего года, был возвращен ему.

Также Законопроектом предлагается установить конкретные требования к производственно-технической базе станций контроля технического состояния ТС (пунктов техосмотра) и экспертам, осуществляющим техническую диагностику автомобилей. Причем указывается, что эксперты должны будут не только аттестовываться на соответствие занимаемой должности, но и страховать свою ответственность перед третьими лицами.

Кроме того, предполагается ввести административную ответственность водителей транспортных средств, не прошедших техосмотр, – штраф в размере от 500 до 800 руб. Повторное же совершение такого нарушения будет наказываться либо штрафом 5000 руб., либо лишением права управления ТС на срок от одного до трех месяцев. В настоящее время, напомним, за непройденный техосмотр штрафуют только водителей такси, автобусов и специального транспорта для перевозки опасных грузов (ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ).

Сколько стоит дубликат потерянной диагностической карты? Узнайте из "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Экспертное сообщество категорически против таких нововведений. Во-первых, потому что непрохождение или несвоевременное прохождение техосмотра не влечет к увеличению количества ДТП. Только 0,35% аварий происходит из-за технической неисправности транспортных средств, сообщил президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев в ходе круглого стола "Новые правила техосмотра. Кому могут запретить пользоваться автомобилем?", прошедшего вчера в пресс-центре "Парламентской газеты". Поэтому лучше подумать о том, как сократить объем нелегальной продажи диагностических карт, а не заставлять водителей возить их с собой, а инспекторов ГИБДД проверять их наличие, уверен эксперт.

Во-вторых, эксперты опасаются, что передача функций по контролю за проведением техосмотра Госавтоинспекции может привести к росту коррупции. "Если учитывать, что автопарк в целом по стране стареет, а количество граждан, которые не хотят никуда ходить и предпочитают просто купить карту, велико, мы получим многомиллиардный коррупционный бюджет", – считает президент Центра социальных и политических исследований "Аспект", член Общественной палаты РФ Георгий Фёдоров.

Более лояльно эксперты относятся к подготовленным Минтрансом России поправкам2 в Правила проведения технического осмотра транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008; далее – Правила). Как отметил начальник отдела методологии и реестра Управления по организации технического осмотра и аккредитации РСА Алексей Зоткин, предлагается внести лишь некоторые уточнения в Правила, направленные в основном на приведение их в соответствие с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств. Например, устанавливается обязательность применения технических средств при проведении диагностики. Сейчас допускается выбор между визуальным, органолептическим методом и использованием средств технического диагностирования (п. 13 Правил). Поскольку изменения не усложнят процедуру проведения техосмотра, профессиональное сообщество операторов техосмотра их поддерживает, сообщил представитель РСА.

Однако некоторые положения разработанного Минтрансом России проекта постановления Правительства РФ нужно уточнить, полагает депутат Совета депутатов муниципального округа Таганский г. Москвы Илья Свиридов. Так, например, предлагаемый запрет на установку не предусмотренных конструкцией световых приборов автомобиля оптических элементов фактически исключает возможность использования прозрачной пленки для защиты фар от повреждений, отмечает он. Поэтому необходимо разделить так называемый тюнинг автомобиля, влияющий на безопасность его использования, и допускаемые полезные изменения конструкции деталей, подчеркнул эксперт.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

РСА против передачи Росаккредитации полномочий в сфере техосмотра

РСА против передачи Росаккредитации полномочий в сфере техосмотра

Союз считает, что вместо этого нужно расширить контрольные полномочия РСА.

Автовладельцы стали реже жаловаться на нарушения в сфере ОСАГО

Автовладельцы стали реже жаловаться на нарушения в сфере ОСАГО

Однако в ФАС России полагают, что ситуация на рынке автострахования, в особенности в проблемных регионах, далека от идеальной.

Минкомсвязи России запустило электронный ресурс с информацией о ДТП

Минкомсвязи России запустило электронный ресурс с информацией о ДТП

Также он содержит сведения о ремонтных работах на дорогах.

 

 ______________________________

1 С текстом законопроекта № 13843-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 

2 Текст проекта постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 1008" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/0708-16/00052973).