Новости и аналитика Интервью Станислав Романов: "Опыт практической работы студенты могут получить и без отрыва от учебы, например – в юридических клиниках"

Станислав Романов: "Опыт практической работы студенты могут получить и без отрыва от учебы, например – в юридических клиниках"

Станислав РомановВ июне текущего года Минобрнауки России обнародовало результаты мониторинга трудоустройства выпускников вузов за 2015 год1. Всего министерством были проанализированы сведения о почти 1,2 млн человек, окончивших вузы в 2014 году, предоставленные ПФР, Рособрнадзором и непосредственно образовательными организациями. Средний процент трудоустройства выпускников в первый год после окончания учебы составляет 75%, а средний размер их заработной платы за первый год работы – 30 600 руб. в месяц. Мониторинг показал, что наиболее успешным поиск работы в прошлом году оказался для новоиспеченных инженеров и медицинских сотрудников – трудоустроены практически 90% из них. А хуже всего дела обстоят у тех, кто обучался по юридическим специальностям, – в первый год после выпуска не смогли найти работу 40% выпускников юридических факультетов.

О том, характерна ли такая ситуация для всех юридических вузов и как образовательные организации содействуют в поиске работы своим выпускникам, порталу ГАРАНТ.РУ рассказал заместитель декана по учебной работе юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, к. ю. н. Станислав Романов.

Станислав Владимирович, как Вы можете прокомментировать обнародованные Минобрнауки России данные?

Выпускники юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (далее – юридический факультет МГУ) традиционно являются одними из самых востребованных специалистов в профильном сегменте рынка труда. Например, в 2015 году газета "Коммерсантъ" и компания FutureToday провели исследование ожиданий работодателей от молодых специалистов в сфере юриспруденции и составили на его основе рейтинг наиболее востребованных у работодателей вузов, которые готовят юристов. Первое место в рейтинге занял юридический факультет МГУ.

Конечно, помимо получаемой от рейтинговых агентств информации, сам факультет также следит за дальнейшей судьбой своих выпускников, в частности через действующие Объединение выпускников и Центр занятости и трудоустройства студентов и выпускников (Центр карьеры). Начиная с 2008 года лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ совместно с Центром карьеры ежегодно проводит мониторинг трудоустройства выпускников. Исследования позволяют выявить в том числе последние изменения в профессиональных предпочтениях студентов выпускного курса, а также соответствие их профессиональных притязаний вероятным трудовым вакансиям.

Так, можно отметить рост привлекательности государственной службы как будущего вида профессиональной деятельности. Если в 2008 году устроиться на госслужбу хотели 17,5% участников опроса, в 2011 году – 28,5%, то в 2015 году уже 32,5%. При этом снижается интерес к политической деятельности – количество респондентов, предполагающих заниматься политикой, сократилось с 15,1% в 2011 году до 10,1% в 2015 году, то есть практически до уровня 2008 года – 9,9%.

Неуклонно падает престижность преподавательской деятельности: в 2008 году хотели преподавать 17,5% опрошенных, в 2011 году – 13,6%, в 2015 году – 12,7%. Снижается интерес и к научной работе – если в 2008 году научно-исследовательской деятельностью предполагали заниматься 13% респондентов, в 2011 году – 10,2%, то в 2015 году – всего 9,8%.

Несмотря на то что в 2011 году количество тех, кто связывает свое будущее с бизнес-карьерой, сократилось по сравнению с 2008 годом более чем на 15% – с 73,1% до 57,9%, ведение бизнеса все равно остается наиболее привлекательным направлением деятельности для студентов – в прошлом году 59,5% респондентов сообщили о намерении заняться им по окончании вуза.

Однако к концу обучения предпочтения меняются. По данным опроса последних выпускников специалитета, не трудоустроенных на момент защиты диплома, более трети из них хотели бы стать корпоративными юристами, более четверти – сотрудниками российских юридических фирм или адвокатами, каждый пятый – пойти на госслужбу или заняться собственным бизнесом.

Из 38% студентов, трудоустроенных на момент выпуска, каждый третий работал либо в компании помощником корпоративного юриста или юристом-стажером, либо в российской юридической фирме, каждый шестой – в международной юридической фирме, каждый десятый – на госслужбе. При этом каждый третий из числа опрошенных начал заниматься трудовой деятельностью с третьего курса.

Одна из причин, по которой выпускники не могут устроиться на работу, – отсутствие опыта. Как, по Вашему мнению, можно решить проблему теоретизированного юридического образования?

Традиционно в качестве проблемы качества юридического образования отмечают недостаточную ориентацию системы преподавания на приобретение практических знаний и, как следствие, отсутствие практико-ориентированных молодых специалистов. Но юридический факультет МГУ сочетает в своей работе классическую академическую культуру и новейшие требования рынка труда. В основе высокой востребованности наших выпускников лежит последовательная реализация идеи интеграции юридического образования и профессиональной деятельности. Одной из новых форм такой интеграции является создание на базе юридических факультетов и вузов подразделений, занимающихся профориентацией, а также обеспечением взаимодействия между студентами и работодателями.

На юридическом факультете МГУ эта интеграция реализуется в рамках работы уже упоминавшегося Центра карьеры. В основе данного проекта лежит не просто информирование сторон о возможности сотрудничества, а обеспечение постоянного и непрерывного взаимодействия между студентами и работодателями, оказание содействия работодателям в поиске подходящей кандидатуры работника, исследование рынка труда в целом и его отдельных сегментов в частности. Целью таких исследований является выявление основных изменений на рынке труда и помощь работодателям в установлении требований, предъявляемым кандидатам на должности, а также помощь студентам в том, чтобы соответствовать этим требованиям. Также Центр карьеры занимается разработкой индивидуальных программ отбора кандидатов для юридических фирм и подбором кандидатов в соответствии с предъявленными требованиями. В последнее время значительно увеличилось число студентов и выпускников, обращающихся в Центр карьеры за консультацией и помощью. Все обратившиеся в Центр направляются на практику или трудоустраиваются.

Также важное значение имеют проводимые факультетом Дни карьеры. По данным участвующих в них компаний, по итогам этих мероприятий они отбирают не менее двух-трех стажеров, что составляет 50% от общего количества набираемых ими в принципе практикантов. Наибольшей популярностью у студентов пользуются фирмы White&Case, Baker&McKenzie, Clifford Chance, Cleary Gottlieb, "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", "Пепеляев Групп", Linklaters, АЛРУД. Охотно принимают на стажировку молодых специалистов компании BGP Litigation, ART DE LEX, Lidings. 

Трудоустройство студента не может не сказываться на его посещаемости. Как Вы относитесь к совмещению работы и учебы?

Разумеется, пропуски занятий сказываются на успеваемости студента и качестве его знаний. Все же студент должен учиться и подрабатывать, а не работать и подучиваться. 

Не стоит забывать о том, что опыт практической работы студенты могут получить и без отрыва от учебы. Практическая составляющая обучения реализуется с помощью практики, стажировки, работы в бесплатной юридической консультации, где студенты получают необходимые практические навыки. 

Как Вы оцениваете эффективность работы создаваемых при вузах юридических клиник?

Юридические клиники выполняют две задачи: социальную – оказание бесплатной юридической помощи населению – и образовательную – обучение студентов практическим профессиональным навыкам работы. С обеими функциями они справляются эффективно.

За 2015 год юридическая клиника юридического факультета МГУ дала более 750 консультаций, за весенний семестр 2015/2016 учебного года – 390 консультаций. В ее работе в качестве консультантов и стажеров приняли участие 120 студентов. К слову, руководителями консультационных групп, помимо преподавателей факультета, являются его выпускники.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

как получить бесплатную юрпомощьО том, как получить бесплатную юридическую помощь, узнайте из инфографики.

Но даже не количество обращений является главным показателем эффективности работы юридических клиник. Юридические клиники – это, прежде всего, образовательные методики, дополняющие классическое обучение юристов целенаправленным и системным формированием у студентов определенного набора практических навыков профессиональной деятельности. На сегодняшний день юридическая клиника – наиболее эффективная и комплексная интерактивная методика обучения из всех существующих, которая позволяет погрузить студента в профессиональную юридическую деятельность еще до окончания вуза и обеспечивает процесс формирования профессиональной компетентности как совокупности знаний и навыков.

Конечно, эффективность разных юридических клиник отличается. К сожалению, есть вузы, в которых юридические клиники созданы лишь формально, на бумаге, для целей отчетности и прохождения разного рода проверок и аккредитаций. Однако можно с уверенностью утверждать, что более полусотни вузов создали и поддерживают работу реально действующих юридических клиник. Это ведущие вузы страны, партнеры Центра развития юридических клиник – организации, представляющей юридическое клиническое сообщество в России [был создан в 2011 году, в настоящее время к его деятельности присоединились 55 российских вузов и пять вузов стран СНГ. – Ред.]. Центр регулярно проводит мероприятия – многие из них в партнерстве и на площадке нашего факультета, направленные на повышение качества работы юридических клиник: конференции, круглые столы, школы для преподавателей и студентов, издает методические разработки в сфере клинического юридического образования.

Нужно заметить, что юридические клиники до сих пор испытывают недостаток поддержки со стороны государства и руководства вузов, во многом остаются уделом энтузиастов и наиболее прогрессивной части преподавателей. Несомненно, усиление поддержки их деятельности позитивно сказалось бы на эффективности работы юридических клиник. 

Новый учебный год начался не так давно, поэтому хочется спросить о качестве знаний новых студентов. Изменился ли, на Ваш взгляд, уровень подготовки абитуриентов с введением ЕГЭ?

В оценке уровня подготовки абитуриентов нередко много субъективного. Мы предпочитаем ориентироваться на объективные показатели – успеваемость первокурсников, данные о которой обобщаются и анализируются на факультете на протяжении ряда лет. Статистика показывает, что в среднем первую сессию сдают с хотя бы одной "двойкой" 35% первокурсников. Примерно такими же были цифры и до введения ЕГЭ. 

Сколько студентов факультета не доучиваются до второго курса?

В среднем на первом курсе обучается 500 человек, из которых по итогам первых двух сессий отчисляется примерно 20, то есть 4%. На их места переводятся студенты-платники, показавшие хорошие и отличные успехи в учебе. 

Как Вы относитесь к постепенному отказу от тестовой части в заданиях ЕГЭ?

Целесообразны любые изменения, если они будут способствовать повышению объективности оценки уровня подготовки выпускника. Несмотря на то что ЕГЭ сыграл положительную роль, в некоторой степени уровняв шансы на поступление выпускников столичных и провинциальных школ, стандартизация приема лишает ведущие вузы возможности разрабатывать уникальные программы подготовки и принимать на них талантливых абитуриентов через вступительные испытания, учитывающие специфику программы. Нельзя подходить ко всем вузам с одинаковой мерой. На наш взгляд, ведущим вузам должна быть предоставлена возможность приема преимущественно по внутренним экзаменам с учетом ЕГЭ по русскому языку. 

Сильно ли отличается уровень подготовки абитуриентов, поступающих на бюджет и на платное обучение?

Уровень подготовки не может не отличаться, поскольку на платной основе учатся абитуриенты, не прошедшие на бюджетные места, то есть изначально более слабые. По статистике первую сессию сдают с "двойкой" в среднем 58% студентов-контрактников, тогда как общая цифра по курсу, напомню, – 35%.

Станислав Владимирович, что Вы можете пожелать тем, кто только думает о выборе профессии юриста?

Будущим абитуриентам хочется пожелать не бояться вступительного экзамена, сдавать ЕГЭ на высокие баллы и поступать в университет. А тем, кто уже поступил, – постараться взять от университета все: и в знаниях, и в спорте, и в иных формах самореализации, которые может предложить наша alma mater.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Читайте также:

Максим Топилин считает, что справочник профессий поможет россиянам планировать карьеру

Максим Топилин считает, что справочник профессий поможет россиянам планировать карьеру
Кроме того, он посодействует молодежи при выборе направления обучения.  

Занять руководящие должности государственной гражданской службы смогут только специалисты и магистры

Занять руководящие должности государственной гражданской службы смогут только специалисты и магистры
А требования к специальности и направлению подготовки кандидата на муниципальную службу могут устанавливаться представителем работодателя. 

Формат итогового сочинения не будет меняться в течение ближайших трех лет

Формат итогового сочинения не будет меняться в течение ближайших трех лет
Речь идет об итоговом сочинении (изложении), которое является условием допуска одиннадцатиклассников к ГИА.

______________________________

1  С результатами исследования можно ознакомиться на официальном сайте Минобрнауки России в разделе "Мониторинг трудоустройства выпускников".