Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Медицинская помощь детям: новые правила организации медпунктов в школах и детсадах

1 декабря 2025
 Новые правила оказания медицинской помощи в детских садах и школах
 © evgenyatamanenko / Фотобанк 123RF.com

В течение учебного года дети и подростки проводят в образовательных учреждениях едва ли не больше времени, чем дома. Они ведут активную жизнь – играют, занимаются спортом, поэтому медицинская помощь может понадобиться каждому из них в любой момент.

Кроме того, среди детей есть и те, кто нуждается в постоянном контроле питания или вынужден принимать какие-либо препараты. Некоторые тут же, в образовательном учреждении, делают прививки. Для всего этого требуется врач или как минимум медицинская сестра.

С нового учебного года правила оказания медицинской помощи в школах и детских садах изменились.

В материале рассказываем:

Зачем в школе и детском саду медицинский работник

С учетом количества детей, ежедневно посещающих школы и детсады, в каждом образовательном учреждении должны быть созданы условия для оказания медицинской помощи. Причем медпомощь может потребоваться не только ученикам и воспитанникам с хроническими заболеваниями, но и абсолютно здоровым, – из-за повышенной активности детям свойственно получать травмы. Кроме того, в любом коллективе легко распространяются инфекции и возникают эпидемии, а значит – необходима профилактика и просветительская работа.

Организация медицинской помощи в школах и детсадах традиционно имеет следующие основные цели:

  • Контроль состояния здоровья детей. Медицинские работники регулярно проводят профилактические осмотры и следят за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
  • Оказание первичной медико-санитарной помощи.
  • Профилактика распространения инфекций и несчастных случаев. Медики предупреждают о начавшейся эпидемии, проводят противоэпидемические мероприятия, рассказывают о правилах безопасного поведения.
  • Пропаганда здорового образа жизни. Медработники проводят просветительскую работу, рассказывают детям о недопустимости вредных привычек, правильном питании, движении и др.

Говоря проще, медицинская помощь в школах и детских садах направлена на сохранение здоровья детей и обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательном учреждении.

Новый порядок оказания медицинской помощи в школах и детских садах – краткая история вопроса

В 2023 году комиссия Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ провела мониторинг организации оказания медицинской помощи обучающимся в общеобразовательных организациях. В исследовании приняли участие 68 (76%) субъектов РФ.

Выяснилось, что вопрос оказания медпомощи в школах решается регионами по-разному. Около 70% школ имеют лицензированные медицинские кабинеты, в остальных – медпомощь оказывают на базе имеющихся больниц и амбулаторий, особенно это характерно для сельских населенных пунктов. Лишь в 15% школ с оборудованными медкабинетами есть штатный медработник, в остальных же работают сотрудники больниц и поликлиник на основании договора.

В каждом регионе разработана собственная нормативно-правовая база: постановления правительства, ведомственные приказы, совместные приказы исполнительных органов в сфере здравоохранения и образования. Все участники мониторинга отметили, что существует потребность в едином стандарте оказания медицинской помощи в детских образовательных учреждениях. Также они указали на проблемы в этой сфере:

1

Недостаточное количество медицинского персонала. Некоторые регионы пожаловались на острую нехватку специалистов. Например, в Вологодской области обеспеченность кадрами составила 41%, в Краснодарском крае – 42,5%, в Твери – 50%.

2

Недостаточное оснащение медицинских кабинетов необходимым медицинским оборудованием.

После продолжительных обсуждений Минздрав России своим Приказом от 14 апреля 2025 г. № 213н утвердил порядок оказания несовершеннолетним медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Это единый порядок, который действует на всей территории России с 1 сентября 2025 года и распространяется на все детские сады и школы вне зависимости от организационно-правовой формы. Предыдущий приказ Минздрава по этому же вопросу от 5 ноября 2013 г. № 822н утратил силу.

Далее подробно рассмотрим, что именно поменялось.

Медицинские пункты вместо медкабинетов

С 1 сентября школьный медкабинет называется медицинским пунктом. Он может быть самостоятельным структурным подразделением медицинской организации – поликлиники или больницы, входить в иное структурное подразделение медицинской организации, либо быть самостоятельной структурной единицей образовательной организации, если она осуществляет также медицинскую деятельность (например, школы-интернаты для детей-инвалидов).

Измениться должно не только название медкабинета, но и его оснащение. Кушетки и весов теперь будет недостаточно, потребуется большой набор различных медицинских изделий и приспособлений.

Новые требования к оснащению медпункта установлены положением об организации медицинского пункта образовательной организации (далее – Положение), утвержденным Приказом № 213н (приложение 1).

Так, школьный медпункт должен состоять из кабинета врача-педиатра (фельдшера, медсестры) и процедурного кабинета (п. 3 Положения). Дополнительно могут быть предусмотрены кабинеты узких специалистов: офтальмологический, стоматологический, лечебной физкультуры (п. 5 Положения).

Медпункт должен быть оснащен медицинскими изделиями согласно стандарту, приведенному в приложении 3 к Приказу № 213н. Так, в нем должны быть:

  • медицинские весы;
  • ростомер;
  • аппараты различного типа для измерения артериального давления для разных возрастов;
  • стетоскоп;
  • термометры для измерения температуры тела электронные, инфракрасные и капиллярные;
  • небулайзер;
  • глюкометры различного типа;
  • проектор для проверки зрения;
  • ручной аппарат искусственной вентиляции легких;
  • кровоостанавливающие жгуты;
  • носилки;
  • шины на конечности для оказания первой помощи;
  • воротник Шанца;
  • лотки, контейнеры, грелки, тележки, щипцы, ножницы и др.

Кроме стола и кушетки, в медпункте необходимо установить ширму, специальный стол для хирургических инструментов и стол для осмотра, холодильник, сейф и шкаф для хранения медикаментов.

Рабочее место врача или медсестры, фельдшера нужно оборудовать столом, стулом, компьютером с выходом в интернет, принтером.

Положением также предусмотрено значительное расширение арсенала медикаментов и медицинских изделий, которые должны быть всегда в наличии в медпункте:

  • аптечка анти-ВИЧ (укладка экстренной профилактики парентеральных инфекций);
  • аптечка противошоковая для оказания помощи при анафилактическом шоке;
  • одноразовые медицинские перчатки, халаты, маски, шапочки;
  • шприцы, перевязочные материалы, шпатели для языка смотровые.

Депутат Госдумы Ирина Яровая, принимавшая активное участие в обсуждении нового порядка деятельности школьных медпунктов, отметила, что "переименование школьных медподразделений в медицинские пункты решает важную задачу, поскольку позволяет медицинским работникам воспользоваться правом на досрочную пенсию".

Ожидается, что благодаря новому единому порядку работа в школе или детском саду станет для медработников привлекательнее. Это должно помочь в какой-то степени решить проблему острой нехватки медицинских кадров в образовательных учреждениях.

Введение новой должности и увеличение численности медперсонала

Порядком также введена новая должность в школьных и детсадовских медпунктах – это медицинская сестра-специалист по оказанию медпомощи несовершеннолетним. Она должна иметь высшее образование по специальности "сестринское дело". Такой медработник сможет замещать врача-педиатра.

Документ предусматривает и увеличение численности медперсонала в образовательном учреждении. Штатная численность медпункта устанавливается руководителем медицинской или образовательной организации в зависимости от объема оказываемой медицинской помощи и численности детей (п. 6 Порядка). Приложение 2 к Порядку определяет рекомендуемую штатную численность (см. таблицу).

Должность Количество штатных единиц

Врач-педиатр/фельдшер/медсестра-специалист по оказанию медпомощи несовершеннолетним

1 должность на:
180-200 детей в яслях;
400 детей в детских садах;
1000 детей в школах
Медсестра 1 должность на:
100 детей в яслях;
100 детей в детских садах;
100-500 детей в школах.


Требования к образованию и профессиональной подготовке медицинских работников в школах и детсадах установлены пунктами 7-10 Порядка (см. таблицу).

Должность Требования к образованию
Врач-педиатр Высшее образование по специальности «педиатрия» или "лечебное дело"
Интернатура/ординатура по специальности "педиатрия"
Фельдшер Среднее образование по специальности "лечебное дело"
Медсестра-специалист по оказанию медицинской помощи обучающимся Высшее образование по специальности "сестринское дело"
Медсестра Среднее медицинское и фармацевтическое образование по специальности "сестринское дело в педиатрии"


Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова (СРЗП) поддержала введение нового порядка оказания медпомощи в образовательных учреждениях, однако подчеркнула, что всех проблем школьной медицины документ не решит. "Даже при наличии новых штатных единиц во многих школах, особенно в сельской местности, может не хватать квалифицированных кадров", – отметила депутат. Она полагает, что дополнительно необходимо разработать программы по подготовке специалистов с предоставлением льгот для работы в сельской местности.

Расширение обязанностей медработников

Еще одно значимое изменение: новый порядок существенно расширил рабочий функционал школьного медработника. Теперь функции медицинского персонала в школах и детсадах не будут ограничены лишь оказанием первой медицинской помощи. С 1 сентября это полноценное медицинское сопровождение с обширными полномочиями (п. 12 Порядка).

Так, в обязанности медработника образовательного учреждения входят:

  • оказание детям первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;
  • проведение вакцинации;
  • проведение профилактических осмотров и анализ полученных данных;
  • организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • проверка соблюдения санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении, качества питания;
  • анализ здоровья детей, выявление групп риска по расстройствам здоровья, профилактика заболеваний;
  • пропаганда здорового образа жизни, просветительская работа;
  • взаимодействие с участковыми врачами и врачами-специалистами, психологами, педагогами, Роспотребнадзором;
  • информирование органов внутренних дел об обращении за медицинской помощью несовершеннолетних, в отношении которых есть основания полагать, что вред их здоровью причинен противоправными действиями;
  • направление обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию;
  • направление извещения в Роспотребнадзор об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;
  • участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии;
  • участие в организации условий образовательной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) по адаптированным программам обучения с учетом имеющихся ограничений здоровья и прав детей;
  • обеспечение применения лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) специализированных продуктов лечебного питания обучающимися, нуждающимися в соблюдении режима лечения, необходимость которого подтверждена справкой;
  • ведение медицинской документации и представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Часть обязанностей из этого перечня была у школьного медработника и раньше, но некоторые стали абсолютным новшеством. Остановимся на них подробнее.

Хранение и прием лекарств для детей с хроническими заболеваниями

До принятия нового порядка школьный медработник был сильно ограничен в своих действиях. Единственное, что он мог сделать, – это вызвать в экстренных случаях скорую помощь. Оказывать медикаментозную помощь ребенку и каким-либо образом его лечить он был не вправе. Это вызывало особые трудности для семей, воспитывающих детей с серьезными хроническими заболеваниями, такими, как диабет, эпилепсия и др. При посещении детского сада или школы регулярный прием лекарств по графику был затруднен, а дети-инвалиды ограничены в возможностях.

Новый порядок расширил функции школьного врача или медсестры. Теперь родители ребенка с хроническим заболеванием могут поручить медработнику наблюдать за его состоянием и следить за своевременным приемом препаратов. Для этого достаточно взять справку от лечащего врача и написать заявление на имя директора школы или детского сада. Необходимые препараты родители передают врачу (п. 15 Порядка). Они должны быть в заводской неповрежденной упаковке с действующими сроками годности (п. 16 Порядка). Медработник должен взять с родителей расписку в свободной форме о правильной транспортировке и хранении лекарств. Переданные препараты будут храниться прямо в образовательном учреждении, где создадут необходимые для этого условия.

Далее врач или медсестра внесут всю информацию о ребенке, его заболевании, препаратах, их дозировке и времени приема в специальный журнал и во время его пребывания в образовательном учреждении будут обеспечивать хранение лекарств и их применение (п. 19 Порядка).

Кроме лекарственных препаратов, родители могут передать школьному медику и специализированное питание, а также личные медицинские изделия и приборы, например, глюкометр.

Контроль за питанием

Еще один новый функционал школьных медиков – это контроль качества питания учащихся, в том числе, детей с хроническими заболеваниями. Врач или медсестра обязаны следить за меню в столовой, соблюдением диеты детьми с заболеваниями и санитарно-гигиенических норм в пищеблоках.

Сбор статистики и ведение документации

На школьных медработников также возложили ведение медицинской документации, выдачу справок и сбор статистики по здоровью детей.

Статистические данные врач будет собирать по возрастным категориям и классам. Это позволит государству и врачебному сообществу анализировать данные и более точно планировать профилактику и помощь.

При выявлении проблем со здоровьем школьный врач или медсестра смогут направить ребенка к участковому педиатру или узкому специалисту, например, офтальмологу, ортопеду, стоматологу. Это поможет своевременно выявлять снижение зрения, искривление позвоночника и т. д.

***
Ожидается, что новый порядок оказания медицинской помощи станет основой для формирования комплексной и доступной школьной медицины, а также гарантией того, что дети смогут получить помощь не только при острых состояниях, но и при хронических заболеваниях. Изменения направлены на обеспечение безопасности детей в школах и детских садах и профилактику болезней.

Читать ГАРАНТ.РУ в Новости и Дзен

Документы по теме:

Приказ Минздрава России от 14 апреля 2025 г. № 213н "Об утверждении порядка оказания несовершеннолетним медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях"

Читайте также:

Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное