Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
В течение учебного года дети и подростки проводят в образовательных учреждениях едва ли не больше времени, чем дома. Они ведут активную жизнь – играют, занимаются спортом, поэтому медицинская помощь может понадобиться каждому из них в любой момент.
Кроме того, среди детей есть и те, кто нуждается в постоянном контроле питания или вынужден принимать какие-либо препараты. Некоторые тут же, в образовательном учреждении, делают прививки. Для всего этого требуется врач или как минимум медицинская сестра.
С нового учебного года правила оказания медицинской помощи в школах и детских садах изменились.
В материале рассказываем:
С учетом количества детей, ежедневно посещающих школы и детсады, в каждом образовательном учреждении должны быть созданы условия для оказания медицинской помощи. Причем медпомощь может потребоваться не только ученикам и воспитанникам с хроническими заболеваниями, но и абсолютно здоровым, – из-за повышенной активности детям свойственно получать травмы. Кроме того, в любом коллективе легко распространяются инфекции и возникают эпидемии, а значит – необходима профилактика и просветительская работа.
Организация медицинской помощи в школах и детсадах традиционно имеет следующие основные цели:
Говоря проще, медицинская помощь в школах и детских садах направлена на сохранение здоровья детей и обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательном учреждении.
В 2023 году комиссия Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ провела мониторинг организации оказания медицинской помощи обучающимся в общеобразовательных организациях. В исследовании приняли участие 68 (76%) субъектов РФ.
Выяснилось, что вопрос оказания медпомощи в школах решается регионами по-разному. Около 70% школ имеют лицензированные медицинские кабинеты, в остальных – медпомощь оказывают на базе имеющихся больниц и амбулаторий, особенно это характерно для сельских населенных пунктов. Лишь в 15% школ с оборудованными медкабинетами есть штатный медработник, в остальных же работают сотрудники больниц и поликлиник на основании договора.
В каждом регионе разработана собственная нормативно-правовая база: постановления правительства, ведомственные приказы, совместные приказы исполнительных органов в сфере здравоохранения и образования. Все участники мониторинга отметили, что существует потребность в едином стандарте оказания медицинской помощи в детских образовательных учреждениях. Также они указали на проблемы в этой сфере:
Недостаточное количество медицинского персонала. Некоторые регионы пожаловались на острую нехватку специалистов. Например, в Вологодской области обеспеченность кадрами составила 41%, в Краснодарском крае – 42,5%, в Твери – 50%.
Недостаточное оснащение медицинских кабинетов необходимым медицинским оборудованием.
После продолжительных обсуждений Минздрав России своим Приказом от 14 апреля 2025 г. № 213н утвердил порядок оказания несовершеннолетним медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Это единый порядок, который действует на всей территории России с 1 сентября 2025 года и распространяется на все детские сады и школы вне зависимости от организационно-правовой формы. Предыдущий приказ Минздрава по этому же вопросу от 5 ноября 2013 г. № 822н утратил силу.
Далее подробно рассмотрим, что именно поменялось.
С 1 сентября школьный медкабинет называется медицинским пунктом. Он может быть самостоятельным структурным подразделением медицинской организации – поликлиники или больницы, входить в иное структурное подразделение медицинской организации, либо быть самостоятельной структурной единицей образовательной организации, если она осуществляет также медицинскую деятельность (например, школы-интернаты для детей-инвалидов).
Измениться должно не только название медкабинета, но и его оснащение. Кушетки и весов теперь будет недостаточно, потребуется большой набор различных медицинских изделий и приспособлений.
Новые требования к оснащению медпункта установлены положением об организации медицинского пункта образовательной организации (далее – Положение), утвержденным Приказом № 213н (приложение 1).
Так, школьный медпункт должен состоять из кабинета врача-педиатра (фельдшера, медсестры) и процедурного кабинета (п. 3 Положения). Дополнительно могут быть предусмотрены кабинеты узких специалистов: офтальмологический, стоматологический, лечебной физкультуры (п. 5 Положения).
Медпункт должен быть оснащен медицинскими изделиями согласно стандарту, приведенному в приложении 3 к Приказу № 213н. Так, в нем должны быть:
Кроме стола и кушетки, в медпункте необходимо установить ширму, специальный стол для хирургических инструментов и стол для осмотра, холодильник, сейф и шкаф для хранения медикаментов.
Рабочее место врача или медсестры, фельдшера нужно оборудовать столом, стулом, компьютером с выходом в интернет, принтером.
Положением также предусмотрено значительное расширение арсенала медикаментов и медицинских изделий, которые должны быть всегда в наличии в медпункте:
Депутат Госдумы Ирина Яровая, принимавшая активное участие в обсуждении нового порядка деятельности школьных медпунктов, отметила, что "переименование школьных медподразделений в медицинские пункты решает важную задачу, поскольку позволяет медицинским работникам воспользоваться правом на досрочную пенсию".
Ожидается, что благодаря новому единому порядку работа в школе или детском саду станет для медработников привлекательнее. Это должно помочь в какой-то степени решить проблему острой нехватки медицинских кадров в образовательных учреждениях.
Порядком также введена новая должность в школьных и детсадовских медпунктах – это медицинская сестра-специалист по оказанию медпомощи несовершеннолетним. Она должна иметь высшее образование по специальности "сестринское дело". Такой медработник сможет замещать врача-педиатра.
Документ предусматривает и увеличение численности медперсонала в образовательном учреждении. Штатная численность медпункта устанавливается руководителем медицинской или образовательной организации в зависимости от объема оказываемой медицинской помощи и численности детей (п. 6 Порядка). Приложение 2 к Порядку определяет рекомендуемую штатную численность (см. таблицу).
| Должность | Количество штатных единиц |
Врач-педиатр/фельдшер/медсестра-специалист по оказанию медпомощи несовершеннолетним | 1 должность на: 180-200 детей в яслях; 400 детей в детских садах; 1000 детей в школах |
| Медсестра | 1 должность на: 100 детей в яслях; 100 детей в детских садах; 100-500 детей в школах. |
Требования к образованию и профессиональной подготовке медицинских работников в школах и детсадах установлены пунктами 7-10 Порядка (см. таблицу).
| Должность | Требования к образованию |
| Врач-педиатр | Высшее образование по специальности «педиатрия» или "лечебное дело" Интернатура/ординатура по специальности "педиатрия" |
| Фельдшер | Среднее образование по специальности "лечебное дело" |
| Медсестра-специалист по оказанию медицинской помощи обучающимся | Высшее образование по специальности "сестринское дело" |
| Медсестра | Среднее медицинское и фармацевтическое образование по специальности "сестринское дело в педиатрии" |
Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова (СРЗП) поддержала введение нового порядка оказания медпомощи в образовательных учреждениях, однако подчеркнула, что всех проблем школьной медицины документ не решит. "Даже при наличии новых штатных единиц во многих школах, особенно в сельской местности, может не хватать квалифицированных кадров", – отметила депутат. Она полагает, что дополнительно необходимо разработать программы по подготовке специалистов с предоставлением льгот для работы в сельской местности.
Еще одно значимое изменение: новый порядок существенно расширил рабочий функционал школьного медработника. Теперь функции медицинского персонала в школах и детсадах не будут ограничены лишь оказанием первой медицинской помощи. С 1 сентября это полноценное медицинское сопровождение с обширными полномочиями (п. 12 Порядка).
Так, в обязанности медработника образовательного учреждения входят:
Часть обязанностей из этого перечня была у школьного медработника и раньше, но некоторые стали абсолютным новшеством. Остановимся на них подробнее.
До принятия нового порядка школьный медработник был сильно ограничен в своих действиях. Единственное, что он мог сделать, – это вызвать в экстренных случаях скорую помощь. Оказывать медикаментозную помощь ребенку и каким-либо образом его лечить он был не вправе. Это вызывало особые трудности для семей, воспитывающих детей с серьезными хроническими заболеваниями, такими, как диабет, эпилепсия и др. При посещении детского сада или школы регулярный прием лекарств по графику был затруднен, а дети-инвалиды ограничены в возможностях.
Новый порядок расширил функции школьного врача или медсестры. Теперь родители ребенка с хроническим заболеванием могут поручить медработнику наблюдать за его состоянием и следить за своевременным приемом препаратов. Для этого достаточно взять справку от лечащего врача и написать заявление на имя директора школы или детского сада. Необходимые препараты родители передают врачу (п. 15 Порядка). Они должны быть в заводской неповрежденной упаковке с действующими сроками годности (п. 16 Порядка). Медработник должен взять с родителей расписку в свободной форме о правильной транспортировке и хранении лекарств. Переданные препараты будут храниться прямо в образовательном учреждении, где создадут необходимые для этого условия.
Далее врач или медсестра внесут всю информацию о ребенке, его заболевании, препаратах, их дозировке и времени приема в специальный журнал и во время его пребывания в образовательном учреждении будут обеспечивать хранение лекарств и их применение (п. 19 Порядка).
Кроме лекарственных препаратов, родители могут передать школьному медику и специализированное питание, а также личные медицинские изделия и приборы, например, глюкометр.
Еще один новый функционал школьных медиков – это контроль качества питания учащихся, в том числе, детей с хроническими заболеваниями. Врач или медсестра обязаны следить за меню в столовой, соблюдением диеты детьми с заболеваниями и санитарно-гигиенических норм в пищеблоках.
На школьных медработников также возложили ведение медицинской документации, выдачу справок и сбор статистики по здоровью детей.
Статистические данные врач будет собирать по возрастным категориям и классам. Это позволит государству и врачебному сообществу анализировать данные и более точно планировать профилактику и помощь.
При выявлении проблем со здоровьем школьный врач или медсестра смогут направить ребенка к участковому педиатру или узкому специалисту, например, офтальмологу, ортопеду, стоматологу. Это поможет своевременно выявлять снижение зрения, искривление позвоночника и т. д.
***
Ожидается, что новый порядок оказания медицинской помощи станет основой для формирования комплексной и доступной школьной медицины, а также гарантией того, что дети смогут получить помощь не только при острых состояниях, но и при хронических заболеваниях. Изменения направлены на обеспечение безопасности детей в школах и детских садах и профилактику болезней.
Документы по теме:
Приказ Минздрава России от 14 апреля 2025 г. № 213н "Об утверждении порядка оказания несовершеннолетним медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях"
Читайте также: