Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
Любая туристическая поездка включает в себя множество затрат: билеты до места назначения, гостиница, экскурсии, аренда автомобиля и многое другое. Большинство из этих расходов турист оплачивает заранее, еще до начала путешествия.
Но что делать, если авиакомпания внезапно задерживает или отменяет рейс?
В статье расскажем:
Четкая работа аэропорта и регулярные отправления рейсов зависят от множества составляющих. Сбой хотя бы в одном звене этой системы легко нарушает расписание движения воздушных судов, поэтому задержки и отмены авиарейсов – явление нередкое. Так, с мая этого года участились случаи приостановки приема и выпуска воздушных судов из-за угрозы беспилотников и необходимости обеспечения безопасности граждан. До сих пор периодически фиксируются сбои в расписании как российских, так и иностранных авиакомпаний.
Если единичные задержки и отмены проходят незамеченными, то массовые сбои и коллапсы в аэропортах имеют большой общественный резонанс. Пассажиры проводят долгие часы в очередях, теряя драгоценное время отпуска или не имея возможности улететь по рабочим вопросам.
Причин нарушения расписания самолетов множество. С точки зрения юридических последствий их можно разделить на две большие группы:
Задержки и отмены рейсов по вине перевозчика:
Задержки и отмены рейсов по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика:
Причина задержки или отмены рейса имеет принципиальное значение для туриста: авиакомпания несет ответственность за убытки пассажира только в случае, если в произошедшем нарушении расписания есть ее вина.
Ответственность авиаперевозчика за последствия задержек и отмены рейсов регламентируется Воздушным кодексом, Гражданским кодексом (далее – ГК РФ), Законом о защите прав потребителей и Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее – Федеральные авиационные правила).
Задержку рейса начинают отсчитывать со времени отправления воздушного судна, указанного в билете (п. 99 Федеральных авиационных правил).
Если рейс задерживается или отменяется, авиакомпания обязана предупредить об этом своих пассажиров: позвонить, направить смс или сообщение по электронной почте (п. 74 Федеральных авиационных правил). Если сбой в расписании происходит незадолго до отправления, когда пассажиры уже в аэропорту, – делают объявление по громкой связи и выводят информацию на табло (п. 92 Федеральных авиационных правил).
Что делать при задержке авиарейса:
![]() |
© nadezhda1906 / Фотобанк 123RF.com |
- определить, в чем причина форс-мажора
- решить, будете ли вы ждать вылета или нет
- обратиться с просьбой предоставить напитки, еду и ночлег
- избежать в будущем финансовых потерь
Смотреть в телеграм-каналеКроме того, перевозчик должен позаботиться о комфорте пассажиров, ожидающих отложенного рейса (п. 99 Федеральных авиационных правил), а именно:
Все эти действия перевозчик обязан совершить независимо от причины задержки рейса. В противном случае пассажиру нужно обратиться к представителям авиакомпании в офис оперативного обслуживания и потребовать письменный отказ в обслуживании.
Какие еще права есть у пассажиров самолета
Иные права и гарантии касаются провоза багажа и особенностей перевозки детей. О важных нюансах авиапассажирам напомнили в телеграм-канале госуслуг.
Так, помимо гарантий при задержке или отмене рейсов, клиенты авиакомпании могут:
Также пассажиры вправе получить забытые в салоне вещи – их хранят в аэропорту в течение полугода. А если багаж утерян, то по заявлению пассажира вещи обязаны разыскать и доставить по указанному им адресу бесплатно. Если багаж не найден в течение 21 дня – выплатят компенсацию.
Длительные задержки рейсов из-за угрозы БПЛА в мае и июле 2025 года стали предметом активных обсуждений депутатов Госдумы и внесения предложений по улучшению условий для пассажиров, длительно ожидающих полета.
Так, депутат Игорь Антропенко предлагает: "В случае задержки рейса более чем на два часа администрация аэропорта совместно с перевозчиком должны обеспечить пассажирам с детьми место для отдыха, такое как капсульные отели или бизнес-залы. Думаю, никому не надо объяснять, что маленьким пассажирам намного тяжелее быть терпеливыми, особенно в случае непредвиденной ситуации".
При задержке отправления пассажир может как остаться ожидать рейса, так и вообще отказаться от полета, если он становится неактуальным из-за опоздания. Такой отказ называется вынужденным. В этом случае пассажир имеет право на возврат ему денег за билет в полном объеме, даже если билет невозвратный. При отмене рейса аналогично – деньги возвращаются полностью (п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, п. 227 Федеральных авиационных правил, п. 2 ст. 13, ст. 15 Закона о защите прав потребителей).
Возврат провозной платы регламентирован Правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. № 155. Провозная плата за билет возвращается пассажиру во всех случаях вынужденного отказа – независимо от причины задержки или отмены рейса.
Важно
В некоторых случаях авиакомпании вместо возврата денег за билет на отмененный рейс предлагают ваучеры на будущие перелеты. По информации Роспотребнадзора, пассажир в этом случае вправе отказаться от ваучеров и потребовать выплаты денег, направив письменную претензию перевозчику.
Авиаперевозчик обязан ответить на нее в течение 30 дней с момента получения. В противном случае у него возникнет дополнительная ответственность перед пассажиром (п. 6 ст. 13, ст. 15, п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей).
Как получить деньги за билет при отмене или задержке рейса
Если билет куплен непосредственно у авиакомпании, стоит изучить порядок возврата билетов на сайте перевозчика. Как правило, вернуть билет можно тем же способом, каким он был куплен:
Если вы находитесь в аэропорту, обратитесь к представителю перевозчика и поставьте штамп об отмене рейса на посадочном талоне. Потребовать возврата денег можно в течение 6 месяцев с даты вылета. Некоторые авиакомпании устанавливают больший срок.
Если деньги не вернулись в течение одного месяца, направьте письменную претензию на юридический адрес авиакомпании, приложив копии билета, посадочного талона, маршрутного листа и других имеющихся документов.
Если билет куплен через агентство, то необходимо обратиться в это агентство. Как правило, это так же можно сделать на сайте или в приложении. Агентство вернет всю сумму за билет, кроме сервисного сбора.
МНЕНИЕ
Надежда Ефремова, руководитель правовой службы АТОР
"Авиабилет является договором, заключенным между пассажиром и авиакомпанией, независимо от того, где и в каком составе услуг он приобретался. Права, утвержденные Федеральными авиационными правилами, распространяются на каждого пассажира, вне зависимости от того, где был куплен билет, является ли рейс регулярным или чартерным".
При отмене или задержке рейса пассажир не просто не улетает – нарушаются его планы, а значит, он пропускает важные мероприятия,теряет заранее оплаченные экскурсии, аренду жилья или транспорта, стоимость стыковочных рейсов или билеты на поезд до места назначения. Если в нарушениях расписания рейсов есть вина авиаперевозчика, пассажир имеет право на:
Пример:
Николай приобрел авиабилет из Мурманска до Москвы. Рейс должен был состояться в 6:00. Из Москвы он планировал улететь во Владивосток – билет был приобретен за 36 тыс. руб. на 18:00 этого же дня.
Во Владивостоке мужчина заранее забронировал номер в гостинице на три дня за 15 тыс. руб. Рейс из Мурманска задержали на 10 часов из-за замены экипажа самолета. Николай не успел на стыковочный рейс до Владивостока и был вынужден купить новый билет за 38 тыс. руб. К тому же, он опоздал к заселению в гостиницу на сутки и потерял таким образом 5 тыс. руб.
С учетом всех непредвиденных расходов, Николай вправе потребовать от авиакомпании:
Для получения компенсации пострадавшему пассажиру нужно обратиться к перевозчику с письменной претензией, приложив копии всех документов, подтверждающих убытки. Претензию можно предъявить прямо в аэропорту или направить по юридическому адресу авиакомпании. Сделать это необходимо в течение 6 месяцев со дня задержки рейса (п. 4 ст. 124, подп. 4 п. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ).
В случае если авиакомпания не отреагирует на претензию или откажет в ее удовлетворении, пассажир вправе обратиться в суд с иском о возмещении причиненных убытков, компенсации морального вреда и уплаты штрафа.
МНЕНИЕ
Павел Кортунов, директор юридической фирмы "Павел Кортунов и партнеры"
"Если пассажир купил пакетный тур у туроператора, то в случае задержки или отмены рейса, ответственность за выполнение обязательств по перевозке все равно несет авиакомпания. Услуги по авиаперевозке оказывает непосредственно авиаперевозчик с вытекающими правовыми последствиями для обеих сторон сделки (ст. 103 Воздушного кодекса РФ).
Однако по договору о реализации туристского продукта туроператор изначально несет полную ответственность за надлежащее исполнение обязательств. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т. п.".
На практике лишь небольшой процент пассажиров обращается за компенсацией убытков из-за задержки рейса. В связи с этим депутат Госдумы Сардана Авксентьева направила обращение Министру транспорта РФ Андрею Никитину со следующим предложением: "Считаю необходимым законодательно ввести механизм автоматической выплаты компенсаций пассажирам в случае задержек рейсов по вине авиакомпаний". По мнению депутата, это позволит устранить бюрократические барьеры и обеспечить своевременное получение выплат пассажирами.
Статьей 120 Воздушного кодекса РФ предусмотрены случаи освобождения перевозчика от ответственности за отмену или задержку рейса. В их числе – действие непреодолимой силы, неисправность воздушного судна либо иные обстоятельства, независящие от перевозчика.
Неисправность воздушного судна является самостоятельным основанием для освобождения перевозчика от ответственности и не требует доказывания действия непреодолимой силы и чрезвычайности. Технические неполадки дают авиаперевозчику право задержать рейс, так как это необходимо для обеспечения безопасности полета и уменьшения вероятности причинения вреда жизни или здоровью пассажиров. Суды единогласно отказывают пассажирам в исках о возмещении вреда, причиненного задержкой вылета из-за неисправности самолета. Причем даже в тех случаях, когда сломан другой самолет и задержка произошла "по цепочке" (см., например, Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14 мая 2025 г. № 88-8220/2025; Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 июня 2025 г. № 88-9200/2025).
МНЕНИЕ
Павел Кортунов, директор юридической фирмы "Павел Кортунов и партнеры"
"Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска (п. 1 Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 641-р).
Другими словами, авиаперевозчик должен подготовить самолет к назначенному в рейсе времени для перевозки пассажиров. В случае спора именно перевозчик должен будет доказать, что отмена рейса на этом воздушном судне и последующая задержка дополнительного рейса были обусловлены необходимостью соблюдения условий безопасности полета в целях исключения риска угрозы жизни и здоровью пассажиров и предприняты все возможные меры к доставке пассажиров в срок".
К обстоятельствам непреодолимой силы применительно к ответственности перевозчиков за задержку или отмену рейсов относят, в первую очередь, неблагоприятные метеорологические условия. Авиакомпания освобождается от ответственности, если сможет доказать наличие таких условий (см., например, Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 июня 2025 г. № 88-8019/2025, Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16 октября 2024 г. № 88-21174/2024).
В последнее время частая причина задержек рейсов – введение плана "Ковер". Это специальный режим, при котором закрывается воздушное пространство над определенной территорией.
МНЕНИЕ
Георгий Мохов, директор Юридического агентства "Персона Грата"
"Согласно сложившейся практике в этой сфере, ограничительные действия властей, в том числе, связанные с введением карантинных мер (пандемия) или ограничением полетов по причине безопасности (план "Ковер") также относят к обстоятельствам непреодолимой силы. Это значит, что авиаперевозчик не уплачивает предусмотренный штраф за задержку вылета авиарейса и не возмещает убытки пассажира. Но при этом у пассажира остается право на отказ от полета в случае задержки рейса и возврат стоимости авиаперевозки.
Также в этом случае у авиакомпании имеется обязанность обеспечить комфорт ожидания пассажира, то есть предоставить напитки, питание, гостиницу и др. в соответствии с Федеральными авиационными правилами".
Важно знать, что даже если авиаперевозчик отменил или задержал полет по причинам, независящим от него, он обязан предпринять все возможные меры для отправки пассажира в пункт назначения. Именно на перевозчика возлагается обязанность доказать, что он предпринял все, что от него зависело. Такой вывод сделал Верховный суд РФ в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 27 августа 2024 г. № 67-КГ24-5-К8.
Расскажем подробнее об этом случае.
Семья Кузнецовых приобрела билеты компании "Аэрофлот" по маршруту Москва-Мале-Москва. Авиаперевозчик доставил Кузнецовых до Мале, а обратный рейс до Москвы был отменен по причине угрозы изъятия самолетов российских авиакомпаний в иностранных аэропортах – Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям временно приостановить международные перевозки самолетами, находящимися в лизинге у иностранных компаний. В связи с этим туристам предложили самостоятельно, через третьи страны, вернуться в Россию.
Кузнецовы приобрели билеты другой авиакомпании для возвращения в Москву общей стоимостью 686 584 руб., кроме того, были вынуждены оплатить проживание в отеле между стыковочными рейсами и телефонные переговоры с "Аэрофлотом". После возвращения домой семья обратилась в суд с требованием взыскать с авиакомпании стоимость билетов за вычетом стоимости ранее приобретенных билетов, затраты на гостиницу и телефонные переговоры, а также штраф.
Суд первой инстанции удовлетворил иск Кузнецовых, а суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с ним, так как авиакомпания отменила рейс по обстоятельствам, независящим от нее, следовательно, освобождается от ответственности.
Верховный суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав: перевозчик должен доказать не только отсутствие своей вины и наличие чрезвычайных обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств, но и то, что он предпринимал все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в сложившейся ситуации. Однако "Аэрофлот" ничего не предпринял для доставки пассажиров в Москву, а оставил их самостоятельно решать вопрос с перелетом.
Несмотря на то что пассажир не способен предугадать задержку или отмену рейса, тем не менее он может уменьшить риски возникновения у него убытков, если окажется в такой ситуации. Для этого рекомендуется:
Отдавать предпочтение регулярным рейсам, а не чартерам. Их график более точный.
Заранее изучить статистику задержек выбранного рейса – для этого есть специальные сервисы.
При покупке билета оформить страховку от задержки или отмены вылета. Она покроет все возникшие убытки без дополнительных претензий к перевозчику.
По возможности приобретать билеты на стыковочные рейсы у одного авиаперевозчика в рамках единого билета. Если пересадка организована пассажиром самостоятельно, перевозчик не будет нести ответственность за опоздание пассажира на стыковочный рейс.
Подведем итоги:
Документы по теме:
Читайте также:
Эксперимент по онлайн-продаже льготных авиабилетов пройдет до 2 ноября 2026 года Авиаперевозчикам запретят произвольно ограничивать ручную кладь в самолетах В Госдуму внесли законопроект об ограничении на использование овербукинга Пассажирам напомнили об особых правах при задержке или отмене авиарейса