Новости и аналитика Новости ФМС России отказалась от проведения дознания и следствия в сфере иммиграционного контроля

ФМС России отказалась от проведения дознания и следствия в сфере иммиграционного контроля

ФМС России отказалась от проведения дознания и следствия в сфере иммиграционного контроляНеобходимость принятия закона об иммиграционном контроле была отмечена в Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. Дело в том, что в действующем законодательстве отсутствует определение данного понятия, что не позволяет рассматривать такой контроль как систему мероприятий, основанную на единых принципах. В связи с этим ФМС России подготовила проект закона "Об иммиграционном контроле в Российской Федерации" (далее – проект закона)1, который был обнародован в марте 2014 года. Тогда во время обсуждения документа в профессиональном сообществе он подвергся существенной критике. В частности, многие эксперты заметили, что приведенный в этом проекте перечень полномочий ФМС России превратит ведомство в силовой орган наравне с МВД России. Речь шла о нормах, предусматривавших возможность применения сотрудниками службы физической силы, специальных средств, оружия, а также проведения ими дознания, следственных и иных процессуальных действий, осуществления привода и личного досмотра граждан.

ФМС России приняло во внимание эти замечания и 28 октября представило вторую версию документа. Теперь проект закона устанавливает основные принципы и направления иммиграционного контроля, права и обязанности осуществляющих его органов и т. д. Под иммиграционным контролем понимается комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения соблюдения законодательства в области въезда, выезда, транзитного проезда, пребывания иностранных граждан на территории нашей страны и осуществления ими трудовой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 3 проекта закона).

Кроме того, проект закона предусматривает проведение плановых и внеплановых проверок на основании распоряжений ФМС России. Если документ будет принят, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ожидают ежегодные плановые проверки (для вновь зарегистрированных – не раньше чем через три года после начала деятельности). По жалобам о нарушениях миграционного законодательства со стороны работодателей ФМС России будет проводить внеплановые проверки с уведомлением прокурора субъекта федерации. Решения и действия должностных лиц ФМС России можно будет обжаловать в вышестоящий орган иммиграционного контроля, вышестоящему должностному лицу или в суд по выбору заявителя. Нормы о возможности ношения сотрудниками ФМС России оружия, проведения ими дознания, следственных и иных процессуальных действий, из проекта закона исключены.

О том, какие еще изменения необходимо внести в проект закона перед направлением его в Госдуму, обсудили недавно участники состоявшегося в Общественной палате РФ круглого стола.

Главный эксперт юридического департамента Торгово-промышленной палаты РФ Лариса Макарова высказалась за необходимость внести в документ нормы о взаимодействии ФМС России с Рострудом при осуществлении иммиграционного контроля за трудовой деятельностью мигрантов. Кроме того, она указала на необходимость унификации терминологии, используемой в проекте закона. "В одних статьях законопроекта используется термин "иммиграционный контроль", в других – "федеральный государственный контроль в сфере иммиграции". Лариса Макарова предложила уменьшить срок проведения плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения ими иммиграционного законодательства до семи рабочих дней (в проекте закона и ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлен срок в 20 рабочих дней).

Координатор проекта бюро международных организаций по миграции в г. Москве Ольга Поздоровкина отметила, что в проекте закона не определен статус сотрудников миграционного контроля, порядок прохождения ими службы и исполнения своих обязанностей. Правда, проектом закона предусмотрена норма об ответственности гражданина за оскорбление сотрудника ФМС России, оказание ему сопротивления, иное воспрепятствование выполнению служебных обязанностей.

По словам статс-секретаря, первого заместителя руководителя ФМС России Екатерины Егоровой, ФМС России не ставит себе задачу воевать с мигрантами – ведомство пытается влиять на процессы миграции с целью их оптимизации.

В целом, участники круглого стола положительно оценили проект закона. ФМС России готовится в ближайшее время направить его в Минэкономразвития России для проведения оценки регулирующего воздействия. Планируется, что данный документ будет рассмотрен Госдумой во всех трех чтениях до конца года.

Источник: ГАРАНТ.РУ

 

 Документы по теме:

 Новости по теме:
 

 

Материалы по теме:

Миграционная политика в РФ: противоречия в теории и практике

Миграционная политика в РФ: противоречия в теории и практике
4 февраля 2014 года состоялось специальное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему "Об обеспечении прав иностранных граждан в ходе процедур экстрадиции, депортации, выдворения и получения убежища в Российской Федерации", на котором среди прочего были рассмотрены вопросы противоречий между российским и международным законодательством, а также между сложившейся практикой осуществления миграционной политики в нашей стране.

Миграционная политика в РФ: противоречия в теории и практике

Миграционному кодексу Российской Федерации БЫТЬ?!
На прошлой неделе рабочая группа Госдумы приступила к разработке Миграционного кодекса Российской Федерации. Как полагает депутат Госдумы от фракции "Единой России" Алексей Журавлев, без единого документа миграционная политика России не может быть достаточно эффективной. Представители ФМС и МВД России полностью поддержали данный проект.

 

______________________________

1 С текстом проекта закона "Об иммиграционном контроле в Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.