В России предлагают создать Союз организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств
Организацию проведения технического осмотра транспортных средств хотят усовершенствовать. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.
Документом, в частности, предусмотрена корректировка понятийного аппарата Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, предлагается конкретизировать составляющие технического осмотра, указав, что в него включаются:
- проверка транспортного средства и его номерных агрегатов на соответствие записям в регистрационных документах;
- техническое диагностирование – контроль технического состояния транспортных средств с применением средств технического диагностирования, а также проверки соответствия предметов и дополнительного оборудования обязательным требованиям безопасности транспортных средств, с видеофиксацией транспортного средства на линии технического диагностирования;
- оформление и выдача диагностической карты.
Кроме того, в целях формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении технического осмотра планируется создать профессиональное объединение – Российский Союз организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств (основанный на принципе членства некоммерческих партнерств, саморегулируемых организаций и других объединений организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств). Такой Союз будет открыт для вступления новых членов.
При этом, предусмотрена передача полномочий по проведению технического осмотра транспортных средств от профессионального объединения страховщиков указанному Союзу. По мнению разработчиков проекта, это позволит повысить качество технического осмотра и исключить его фальсификацию.
В свою очередь, аккредитованных операторов технического осмотра (которые сейчас правомочны на его проведение) планируется заменить организациями по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств, аттестованными профессиональным объединением организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств. Пункты технического осмотра предлагается преобразовать в станции контроля технического состояния транспортных средств.
В части совершенствования порядка определения платы за проведение техосмотра предусмотрено:
- установление базового размера платы дифференцированно в зависимости от категории транспортного средства;
- определение органом госвласти субъекта РФ ценовых пределов (предельного максимального и минимального уровней) размера платы в соответствии с утвержденной методикой;
- расчет размера платы оператором технического осмотра самостоятельно в зависимости от категории транспортного средства: в рамках установленных базового размера платы и ценового предела; в соответствии с правилами применения ценовых пределов размера платы;
- установление запрета на превышение стоимости проведения повторного технического осмотра размера платы за проведение технического осмотра, установленного оператором технического осмотра.
Также владельцев транспортных средств могут обязать предоставлять транспортное средство для прохождения технического осмотра в сроки, установленные федеральным законом. В отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, а также транспортных средств, получивших отрицательное заключение на соответствие обязательным требованиям безопасности по результатам проведения государственного техосмотра или техосмотра, регистрация не будет проводиться. Эксплуатация не представленных на техосмотр или не прошедших его транспортных средств запрещается.
Необходимость внесения предлагаемых изменений авторы проекта обосновывают тем, что с 1 января 2012 года полномочие по проведению технического осмотра транспортных средств фактически передано профессиональному сообществу страховщиков. В связи с этим диагностические карты в большинстве случаев выдаются вместе с полисом ОСАГО без проведения реального технического контроля автотранспортных средств. "Фактический технический осмотр проходит не более 20% личного автотранспортного парка", – констатируют инициаторы идеи. Также они отмечают исключение из КоАП РФ статьи, предусматривающей ответственность автовладельцев за непредоставление своего автотранспортного средства на технический осмотр. Результатом этого явилось резкое увеличение аварийности, связанной с технической неисправностью транспортных средств за переходный период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, он направлен на обеспечение условий для повышения безопасности дорожного движения.
Текст законопроекта № 548433-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств" и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.