Новости и аналитика Новости Возможности граждан по защите неприкосновенности жилища и собственности могут расширить

Возможности граждан по защите неприкосновенности жилища и собственности могут расширить

Возможности граждан по защите неприкосновенности жилища и собственности могут расширитьВ Госдуму внесен законопроект, направленный на расширение возможностей физических лиц по защите себя и своего имущества, не влекущей привлечение к уголовной ответственности. Авторы документа – члены Совета Федерации Евгений Тарло, Николай Косарев, Евгений Петелин, Юрий Шамков и депутат Госдумы Сергей Калашников.

Предлагается конкретизировать понятие общественно опасного посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Так, предполагается установить ряд случаев, когда опасность для жизни является очевидной. В числе последних:

  • причинение вреда здоровью, создающее реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица;
  • устная угроза осуществления насилия, опасного для жизни, в адрес обороняющегося или другого лица, сопряженная с открытой демонстрацией оружия или предметов, могущих быть использованными в качестве оружия, если с помощью таких предметов может быть совершено посягательство, создающее реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица;
  • открытая демонстрация оружия или предметов, могущих быть использованными в качестве оружия, если с помощью таких предметов может быть совершено посягательство, создающее реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица, с явным намерением осуществить насилие в отношении обороняющегося или другого лица;
  • посягательство, совершаемое группой лиц, с явным намерением осуществить насилие в отношении обороняющегося или другого лица;
  • попытка приведения в действие взрывных устройств и иных предметов, если в конкретной обстановке с помощью таких предметов может быть общеопасным способом совершено посягательство, создающее реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица;
  • использование оружия или предметов, могущих быть использованными в качестве оружия, если с помощью таких предметов может быть совершено посягательство, создающее реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица, для осуществления физического принуждения в целях или в рамках совершения преступного деяния;
  • посягательство против половой неприкосновенности, совершаемое лицом, явно превосходящим обороняющегося или другое лицо, в отношении которого осуществляется посягательство, и обороняющегося по физической силе;
  • иные посягательства, сопряженные с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Необходимость внесения предлагаемых изменений авторы проекта связывают с тем, что существующее законодательство и правоприменительная практика в соответствующей области делают труднодоказуемой для граждан опасность посягательства, и, не конкретизируя очевидные случаи такой опасности, создают излишнюю свободу правоприменительного усмотрения, негативно сказывающуюся на возможностях граждан по защите собственных прав и последствиях такой защиты.

Помимо этого, в проектных нормах ст. 37 УК РФ планируется указать: что причинение вреда лицу, посягающему на неприкосновенность жилища путем незаконного проникновения в жилище против воли проживающего в нем лица, преступлением не является; что причинение вреда посягающему лицу признается совершенным в состоянии необходимой обороны, если посягательство в момент причинения вреда не было прекращено, либо если обороняющийся не имел возможности осознать прекращение посягательства; что положения указанной статьи распространяются на случаи причинения вреда посягающему, если это посягательство, по мнению обороняющегося, было сопряжено с насилием, опасным для жизни другого лица.

При этом применение положений ст. 37 УК РФ предусмотрено вне зависимости от факта предупреждения обороняющимся посягающего о защите от посягательства, если обязанность такого предупреждения не установлена федеральным законом.

Также предлагается установить возможность причинения любого вреда при защите собственности с использованием технических устройств и механизмов. Так, в случае одобрения законопроекта, не будут являться преступлением причинение вреда лицу, совершающему преступление против собственности или неприкосновенности жилища, в результате действия технических устройств или механизмов, направленных на защиту собственности или жилища от преступных посягательств, в том числе устройств или механизмов, опасных для жизни и здоровья лица, совершающего указанное преступление, установленных собственником самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, его принятие изменит направленность законодательства о необходимой обороне в сторону большей защиты прав обороняющихся, нежели посягающих, что представляется отвечающим требованиями разумности и справедливости.

Текст законопроекта № 484589-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при защите собственности" и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

Источник: ИА "ГАРАНТ"

 

 Документы по теме:  Новости по теме:

 

Материалы по теме:

Открытое правительство: новый формат работы исполнительных органов

16 июля 2013
Открытое правительство: новый формат работы исполнительных органов
Cоздание системы "Открытое правительство" было инициировано в начале 2012 года бывшим на тот момент времени Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Основными целями ее разработки были названы совершенствование институтов гражданского общества и обеспечение взаимодействия органов государственной власти РФ с общественными объединениями и экспертными организациями. О том, какие возможности по получению информации о деятельности государственных органов и контролю за их решениями со стороны граждан предоставляет Открытое правительство, читайте в нашей статье.

 

Инфографика:

 

Глас народа: Российская общественная инициатива

30 января 2014
Глас народа: Российская общественная инициатива
Сегодня на голосовании находится 3092 общественные инициативы, подавляющее большинство из которых федерального уровня. Однако, по скорости набора голосов вероятность достижения порога в 100 000 человек, необходимых для направления инициативы на рассмотрение органов власти, имеют лишь четыре из них. Какие инициативы сегодня наиболее популярны, какова перспектива их принятия и какие еще инициативы предлагаются на голосование, узнайте из нашей инфографики.