Определены требования к инфраструктуре для предоставления госуслуг в электронной форме
Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2011 г. N 451 определены требования к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Инфраструктура представляет собой единый комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов. Целями ее создания являются, в частности:
- прием обращений, запросов и иных документов заявителей, представляемых для получения государственных и муниципальных услуг, и передачи их в информационные системы органов и организаций;
- передача заявителям сведений, связанных с предоставлением таких услуг и результатов их предоставления;
- мониторинг процесса взаимодействия информационных систем органов и организаций;
- обеспечение безопасности их взаимодействия.
Важно, что данная инфраструктура позволит при однократном вводе информации многократно использовать ее в процессе оказания услуг. Будут обеспечены взаимодействие информационных систем органов и организаций на всей территории страны, однозначная идентификация, гарантии целостности, подлинности, актуальности и безопасности сведений.
Взаимодействие информационных систем осуществляется с использованием единой и региональной систем межведомственного электронного взаимодействия. Порядок подключения региональных систем к единой устанавливается Минкомсвязью России.
Государственные информационные системы, входящие в состав инфраструктуры взаимодействия, должны быть введены в эксплуатацию до 1 июля 2012 года.
Прокомментировать постановление мы попросили Алексея Паукова - директора компании "Электронный экспресс", оказывающей услуги по электронному документообороту в рамках ИПО ГАРАНТ.
"В целом постановление 451 имеет скорее общий концептуальный характер, чем конкретный прикладной. Задачи предоставления информации и форм документов для граждан и организаций с запуском портала госуслуг можно считать в большой степени реализованными. Это удалось сделать быстро при помощи единого технологического решения, однако переход к транзакционному взаимодействию является существенно более трудной и по-настоящему комплексной задачей, которую осложняет необходимость изменений как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Радует, что постановление 451 подтверждает выбор в пользу стандартизации организационно-технологической структуры. Путь "ручного подключения" отдельных услуг мог бы привести к быстрым локальным результатам, но в долгосрочной перспективе он был бы проигрышным.
В то же время остаются без ответа многие конкретные вопросы: каким будет ядро "электронного правительства", единые справочники и классификаторы, базовые учетные реестры для сбора и хранения данных. От скорости решения этих задач будет зависеть успешность совместимости информационных систем, а от степени доступности результатов для действующих операторов электронного документооборота - скорость и массовость внедрения госуслуг в электронной форме", - сказал он.