Новости и аналитика Новости При начислении пени за задержку возврата нецелевки надо проверить ее расчет

При начислении пени за задержку возврата нецелевки надо проверить ее расчет

При начислении пени за задержку возврата нецелевки надо проверить ее расчет
© anaken2012 / Фотобанк 123RF.com

Понедельник – время выхода очередного выпуска "Копилки экспертных советов для медорганизаций". На этот раз специалисты Службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрели практическую ситуацию по запросу ваших коллег.

В 2024 году ТФОМС провел проверку медицинской организации. По результатам ревизии в том же году было направлено требование о возврате в бюджет средств ОМС, использованных не по целевому назначению. Задолженность погашалась частями и была оплачена в 2025 году. По окончании расчетов ТФОМС выставил требование об уплате пеней за все дни просрочки из расчета 1/300 ставки рефинансирования, действующей на последний день оплаты задолженности по возврату нецелевых средств ОМС. Не оспаривая период просрочки и необходимость уплаты пеней, медицинская организация полагает некорректным применение для расчета текущей ставки рефинансирования, которая по сравнению с прошлым годом значительно увеличилась.

Как должны рассчитываться пени: исходя из ставки рефинансирования, действовавшей на конец периода погашения неустойки, или по периодам ее действия?

Прежде чем ответить на вопрос, будет нелишним провести небольшой банковский ликбез.

Действующая редакция Закона № 326-ФЗ об обязательном медицинском страховании предусматривает взыскание с медорганизации пеней за каждый день просрочки обязательных платежей в размере 1/300 действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Ставка рефинансирования была введена в далеком 1992 году – в период создания новой банковской системы в России. Посредством этой ставки Банк России официально устанавливал процент, под который выдавал кредиты коммерческим банкам. Таким образом ставка регулировала кредитные отношения в банковской сфере: стимулировала заем средств (если ставка понижалась, кредиты становились привлекательными) либо накопление денежных средств, когда ставка увеличивалась.

Кроме того, ставка рефинансирования выполняла и другие функции. Например, была определена величиной, с помощью которой рассчитывались пени и другие платежи.

Так было до 2013 года...

В сентябре 2013 года ЦБ РФ принял решение ввести новый инструмент денежно-кредитной политики – ключевую ставку. С этого момента именно ключевая ставка стала определять минимальный процент, под который Банк России выдает коммерческим банкам кредиты и принимает у них деньги на депозиты. Предполагалось, что ключевая ставка будет носить краткосрочный характер (в отличие от ставки рефинансироваться) и пересматриваться по мере изменения экономической ситуации, чтобы оперативно влиять на инфляционные процессы. К значению ставки для краткосрочных (до 1 недели) операций привязали определение минимальной процентной ставки на аукционах РЕПО Банка России и максимальной процентной ставки на депозитных аукционах Банка России. А вот ставка рефинансирования, как более стабильная, должна была регулировать расчеты по долгосрочным обязательствам.

В 2014 году значение показателей ставок выглядело следующим образом:

Период

январь -
февраль

март – апрель

май – июль

август –
октябрь

ноябрь –
декабрь

Ключевая ставка, %

5,5

7,0

7,5

8,0

8,25

Ставка рефинансирования, %

8,25

С 1 января 2016 года значения двух ставок были уравнены. С этого момента ставка рефинансирования использовалась только для расчетов налогов, штрафов, пеней, иных обязательных платежей, а также налогообложения процентов по банковским вкладам.

Однако и эта функция ставки рефинансирования уходит в историю: понятия "ставка рефинансирования" и "ключевая ставка" стали синонимами, и теперь расчет пеней ведется исходя из ключевой ставки.

Термин "ставка рефинансирования" постепенно уходит из кодексов и законов. Не стал исключением и Закон № 326-ФЗ. С 1 сентября текущего года года в силу вступят поправки, которые заменят в положениях Закона № 326-ФЗ ставку рефинансирования на ключевую, в том числе в нормах о расчете пеней.

Ну а подход к определению периода действия ставки, правильности ее применения при расчете, а также позиция судов при рассмотрении споров, связанных с расчетом пеней, не зависят от наименования ставки. Равно как и актуальность ответов Службы Правового консалтинга ГАРАНТ, основанных на действующих нормах.

Итак, вернемся к вопросу, рассмотренному нашими экспертами.

Их позиция такова: при расчете размера пеней, подлежащих уплате в связи с несвоевременным возвратом средств в ТФОМС при выявлении их нецелевого использования, надлежит применять ставку рефинансирования, действующую на день возникновения нарушения срока перечисления средств. Исчисление указанных пеней по "плавающей" ставке (по периодам ее действия) неправомерно.

Подробное обоснование и наглядная судебная практика – в развернутом ответе.

Документы по теме:

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

Читайте также: