Новости и аналитика Новости Какие КВР и КОСГУ применять для расходов на оплату медосмотров практикантов

Какие КВР и КОСГУ применять для расходов на оплату медосмотров практикантов

 Какие КВР и КОСГУ применять для расходов на оплату медосмотров практикантов
© vicby / Фотобанк 123RF.com

Согласно нормам Закона № 273-ФЗ об образовании и Положения Минобрнауки и Минпросвещения о практической подготовке обучающихся, практикой является форма организации образовательной деятельности в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по соответствующему профилю. Практическая подготовка может проводиться в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между указанной организацией и образовательным учреждением.

При организации практической подготовки, включающей в себя работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры / обследования, обучающиеся обязаны проходить их в установленном порядке.

В силу положений ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и / или опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Наравне со штатными работниками, ТК РФ относит к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя также обучающихся, проходящих производственную практику. При организации практической подготовки обучающиеся и работники образовательной организации обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка профильной организации, требования охраны труда и техники безопасности.

Таким образом, прохождение обучающимся медицинского осмотра является обязательным условием прохождения практики. При несоблюдении данного требования организация, в которой обучающиеся проходят практику, обязана не допускать их к работе или отстранять от нее. Специалисты Роструда неоднократно подчеркивали, что законодательством не установлена зависимость прохождения необходимых медицинских осмотров от наличия либо отсутствия трудовых отношений между организацией и практикантами, если такие осмотры обязательны.

Кто должен нести расходы на оплату медицинского осмотра?

Закон об образовании относит к компетенции образовательной организации создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. При этом по закону охрана здоровья обучающихся включает в себя прохождение обучающимися в соответствии с законодательством РФ медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, а также диспансеризации. В образовательных учреждениях организовать охрану здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) должны сами указанные организации.

На этом основании Минобрнауки России пришло к выводу, что образовательное учреждение обязано организовать медицинские осмотры обучающихся перед направлением на практическую подготовку, включающую в себя работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры / обследования. При этом в указанных разъяснениях проводится параллель с нормами Закона об образовании, обязывающими образовательное учреждение создать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и своих работников. Однако ни Закон об образовании, ни какие-либо иные нормативные акты в этой сфере не регламентируют порядок осуществления расходов на предварительный медицинский осмотр практикантов.

То есть при принятии решения о применении бюджетной классификации необходимо учитывать два момента:

1) законодательство обязывает образовательное учреждение организовать медосмотры студентов – практикантов;

2) возможности выбора формы предоставления установленной законом гарантии у учреждения нет.

Поэтому для отражения указанных расходов может быть применен только КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги". Причем такой выбор кодов правомерен как при заключении договора между учреждением и медицинской организацией, осуществляющей осмотр (то есть при осуществление закупки услуг на проведение предварительного медосмотра практикантов в рамках деятельности учреждения), так и в случае возмещения обучающемуся расходов на прохождение обязательного медосмотра перед началом практики. Обратите внимание: во втором случае подобные расходы могут рассматриваться как расходы учреждения, осуществляемые через подотчетное лицо, на основании отчета со 100%-ным перерасходом.

Применение иных кодов видов расходов, отличных от КВР 244 (например, КВР 113 "Иные выплаты учреждений привлекаемым лицам "Иные выплаты учреждений привлекаемым лицам" или КВР 360 "Иные выплаты населению") несет риски разногласий с проверяющими.

Считаем важным заметить: если указанная обязанность учреждения не будет исполнена, тот, кто был вынужден нести расходы на медосмотр, вправе обратиться в суд. В этом случае применение образовательным учреждением кодов бюджетной классификации должно соответствовать тому, как расходы учреждения будут квалифицированы судом. Если суд обяжет возместить – применяем соответствующие КВР. Полагаем, что добровольно принимать обязательства по выплате именно компенсации некорректно – такой формы предоставления гарантии закон не предусматривает.

Документы по теме:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Читайте также: