Новости и аналитика Новости Планируется сократить перечень правонарушений, по которым полиция вправе составлять протоколы
Выбор редакции

Планируется сократить перечень правонарушений, по которым полиция вправе составлять протоколы

Планируется сократить перечень административных правонарушений, по которым полиция вправе составлять протоколы
© Vicdemi  / Фотобанк Фотодженика

После жалоб бизнеса на возросшую активность полиции по выявлению административных правонарушений по "надзорным" составам иных ведомств Президент РФ поручил ограничить для полицейских возможность привлекать субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности за нарушение обязательных требований, если какие-то иные надзорные органы контролируют их соблюдение в рамках "своих" видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В целях исполнения этого поручения Правительство РФ внесло в Госдуму соответствующий проект закона (Проект федерального закона № 481609-8).

Отметим, что принципиальных ограничений полномочий МВД он не предусматривает, а просто исключает ряд составов из перечня правонарушений, по которым сотрудники полиции могут составлять протоколы об АП, а также несколько составов, по которым полиция пока может и рассмотреть дело, и наложить штраф, - это ст. 8.22 и 8.23 КоАП РФ (выпуск в эксплуатацию ТС с превышением нормативов шума/содержания загрязняющих веществ в выбросах либо их эксплуатация), ст. 11.14 (нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов), ст. 14.26 КоАП РФ (нарушение правил обращения с металлоломом), а также ч. 4 ст. 11.1 КоАП РФ (нарушение правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через ж/д пути, правил выпаса скота вблизи ж/д путей).

В частности, согласно проекту, полицейские не смогут возбудить дело по, например, таким составам КоАП РФ:

  • часть 3 статьи 14.1 (Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),
  • часть 4 статьи 14.1 (Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),
  • статья 15.14 (Нецелевое использование бюджетных средств),
  • статья 7.1 (Самовольное занятие земельного участка),
  • часть 2 статьи 7.3 (Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами),
  • статья 7.4 (Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых),
  • статья 7.6 (Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий),
  • статья 7.7 (Повреждение объектов и систем водоснабжения),
  • статья 7.9 (Самовольное занятие лесных участков),
  • статья 7.11 (Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения),
  • статья 7.13 Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
  • статья 7.19 (Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа),
  • статья 7.20 (Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения),
  • статья 8.5 (Сокрытие или искажение экологической информации),
  • часть 1 статьи 14.17 (Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований),
  • часть 2 ст. 14.17 (Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований),
  • статья 14.18 (Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, спиртосодержащей непищевой продукции, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции),
  • часть 1 статьи 14.34 (Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также контроля за охраной общественного порядка),
  • статья 15.13 (Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

При этом у полиции сохранятся полномочия составлять протоколы за неисполнение предписаний "чужих" органов, в том числе предписания Россельхознадзора, Ростехнадзора, госпожнадзора, органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (чч. 1, 7, 8, 11, 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

Отметим, законопроект, внесенный Правительством РФ в Государственную Думу, отличается от того, что ранее был подготовлен для этой цели Минюстом России и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.