Новости и аналитика Новости Можно ли повторно привлечь к ответственности водителя, оштрафованного за нарушение ПДД, если впоследствии выявлен вред здоровью потерпевшего?

Можно ли повторно привлечь к ответственности водителя, оштрафованного за нарушение ПДД, если впоследствии выявлен вред здоровью потерпевшего?

Можно ли повторно привлечь к ответственности водителя, оштрафованного за нарушение ПДД, если впоследствии выявлен вред здоровью потерпевшего?
© Dorieugene / Фотобанк Фотодженика

Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ ряд положений КоАП РФ в той мере, в какой они допускают на практике привлечение водителя к двойной административной ответственности в тех случаях, когда после наложения штрафа за нарушение ПДД обнаруживается, что этим же деянием причинен вред здоровью потерпевшего (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2023 г. № 24-П).

Поводом для рассмотрения этого вопроса послужила жалоба гражданина, которого сначала оштрафовали за то, что он не уступил дорогу пешеходу на нерегулируемом переходе (ст. 12.18 КоАП РФ), а впоследствии лишили водительских прав на основании ч. 2 ст. 12.24 Кодекса, поскольку было установлено, что в результате наезда здоровью пешехода причинен вред средней тяжести. В рамках второго дела суды отклонили ссылку заявителя на п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, которая не допускает повторного возбуждения производства по одному и тому же факту нарушения, аргументировав это тем, что вменяемые заявителю деяния имеют разную правовую природу.

По результатам рассмотрения жалобы КС РФ пришел к выводу, что примененные в деле заявителя нормы нарушают конституционный запрет дважды привлекать к ответственности за одно и то же деяние (non bis in idem). В то же время освобождение водителя от административной ответственности за правонарушение, состав которого включает причинение вреда здоровью потерпевшего, лишь в силу того, что ранее водитель был привлечен к ответственности за сам факт нарушения ПДД, не способствовало бы достижению цели защиты жизни и здоровья граждан.

В связи с этим законодателю поручено разработать соответствующий упомянутому принципу механизм, который позволял бы привлекать к административной ответственности по ст. 12.24 КоАП РФ лиц, ранее привлеченных к ответственности на основании ст. 12.18 Кодекса или других статей его главы 12 ("Административные правонарушения в области дорожного движения"), составы которых охватываются первой из названных статей.

До принятия соответствующих поправок допускается привлечение водителя к административной ответственности по ст. 12.24 КоАП РФ при обстоятельствах, аналогичных тем, которые имели место в деле заявителя. В таких случаях постановление суда о привлечении к ответственности должно содержать положение об отмене постановления, принятого в рамках производства по ст. 12.18 КоАП РФ. Если же впоследствии вновь принятое постановление будет отменено, это должно влечь восстановление силы постановления по первому делу.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 

Читайте также:

Суд: после приема психотропного препарата садиться за руль нельзя!

Суд: после приема психотропного препарата садиться за руль нельзя!

ВС РФ оставил в силе наказание (штраф и лишение прав).

Как получить водительское удостоверение категории "В" впервые в 2023 году?

Как получить водительское удостоверение категории "В" впервые в 2023 году?

Что включает в себя практический экзамен в Госавтоинспекции, кому потребуется при медицинском освидетельствовании сдавать анализы, осталась ли скидка 30% при оплате госпошлины на Едином портале госуслуг в 2023 году, – в нашей инфографике.

Использование электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес с 1 марта 2023 года

Использование электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес с 1 марта 2023 года

Эти и иные аналогичные устройства получили статус в ПДД – средства индивидуальной мобильности (СИМ). Скорость движения на них не должна превышать 25 км/ч. Ездить по тротуару и пешеходной дорожке можно будет, если масса устройства не превышает 35 кг и отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо для сопровождения ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения СИМ. В каких ситуациях лица, использующие для передвижения СИМ, должны будут уступить дорогу, а в каких имеют приоритет – в инфографике.