Новости и аналитика Новости Покупку за счет ОМС объектов дороже 100 тыс. руб. нельзя рассматривать как "нецелевку"

Покупку за счет ОМС объектов дороже 100 тыс. руб. нельзя рассматривать как "нецелевку"

Покупку за счет ОМС объектов дороже 100 тыс. руб. нельзя рассматривать как "нецелевку"
© aa-w / Фотобанк Фотодженика

К такому выводу пришел суд по результатам рассмотрения спора между районной больницей и ТФОМС.

В ходе проверки ревизоры Фонда выявили значительное число нарушений порядка использования страховых средств – общая сумма нецелевых трат составила 6 млн. рублей. Одно из самых "дорогостоящих" нарушений – приобретение основных средств стоимостью более 100 тыс. руб. за единицу. Потраченные не по целевому назначению средства потребовали вернуть в бюджет Фонда.

Однако суд позицию проверяющих не поддержал (Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14 февраля 2022 г. по делу № А18-1558/2021).

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не содержит понятия и расшифровки термина "нецелевое расходование денежных средств". Но взаимоотношения между ТФОМС и медорганизацией по сути схожи с бюджетными отношениями между распорядителем и получателем бюджетных средств. Кроме того, аналогичны положения Закон № 326-ФЗ и бюджетного законодательства, касающиеся расходования бюджетных средств, а также ответственности за нарушения порядка их расходования. Поэтому суд счел возможным применить к понятию "нецелевое расходование средств" нормы бюджетного законодательства.

Анализируя БК РФ, суд выделил два вида нарушений:

  • нецелевое использование бюджетных средств, т.е. направление их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, за которое предусмотрена как административная, так и бюджетная ответственность;
  • оплата расходов сверх утвержденных лимитов, т.е. использование средств на установленные цели, но в размерах, превышающих утвержденные в бюджете или бюджетной росписи лимиты расходования. За такие нарушения ответственность только по КоАП.

Территориальной программой региона предусмотрена возможность приобретения за счет средств ОМС основных средств стоимостью до 100 тыс. руб. При этом данный стоимостной предел не меняет цели использования страховых средств для оказания медпомощи, а всего лишь устанавливают лимиты расходования средств по конкретному направлению.

Больница использовала полученные от ТФОМСа средства в соответствии с оговоренными целями – приобретение основных средств. В рассматриваемой ситуации действия медучреждения не могут быть квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств ОМС, а являются всего лишь превышением лимитов расходования. За такое нарушение ответственность в виде возврата средств Законом № 326-ФЗ не установлена.

Документы по теме:

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

Читайте также:

Не введенный в эксплуатацию объект нельзя содержать за счет средств ОМС

Не введенный в эксплуатацию объект нельзя содержать за счет средств ОМС

Срок подачи апелляционной жалобы истек, больница не обжаловала решение суда. Больнице придется вернуть ТФОМС сумму "нецелевки" и уплатить начисленный штраф.

Путевые листы как подтверждение целевого расходования средств ОМС

Путевые листы как подтверждение целевого расходования средств ОМС

Разбор еще одного нарушения, выявленного ФФОМС России в ходе контрольного мероприятия.

Расширен перечень унифицированных форм электронных первичных учетных документов

Расширен перечень унифицированных форм электронных первичных учетных документов

В частности, в него включены извещение о начислении доходов, акт об утилизации и решение о признании объектов нефинансовых активов.

Даны разъяснения по составлению годовой бюджетной отчетности

Даны разъяснения по составлению годовой бюджетной отчетности

Указаны дополнительные критерии по раскрытию информации в отчетности. Прописаны правила принятия в 2021 г. бюджетных обязательств при заключении в декабре этого года соглашений о предоставлении трансфертов на 2022-2024 гг. Часть разъяснений касается сроков предоставления отчетности.