Новости и аналитика Новости Содержание приютов для безнадзорных животных: два свежих примера из судебной практики

Содержание приютов для безнадзорных животных: два свежих примера из судебной практики

Содержание приютов для безнадзорных животных: два свежих примера из судебной практики
oscity/ Depositphotos.com

Нарушения, обнаруженные в деятельности приюта для бездомных животных, могут повлечь прекращение деятельности. Или не повлечь: суды по-разному оценивают эти перспективы в зависимости от обстоятельств конкретного дела.

Так, Первый КСОЮ запретил хозяйке дачного участка в размещении на нем некоммерческого приюта для собак – собственно, сердобольная женщина просто подбирала больных псов, лечила их и пристраивала в добрые руки. Однако соседи по СНТ (и правление СНТ – тоже) были резко против – присутствие десятков животных на соседнем огороде мешает нормально отдыхать (Определение СК по гражданским делам Первого КСОЮ от 22 декабря 2021 г. по делу № 8Г-33755/2021[88-31705/2021). Суд удовлетворил иск о запрете держать собак, потому что:

  • согласно уставу СНТ, целью его деятельности является удовлетворение потребностей садоводов в производстве сельхозпродукции, проведение досуга и укрепление здоровья на базе совместного освоения членами товарищества земельного участка, предоставленного для СНТ. Размещение приютов для содержания животных уставом СНТ не предусмотрено, следовательно, использование садового участка – если на нем фактически размещен приют – является нецелевым,
  • при этом содержание на земельном участке большого количества собак нарушает права собственников соседних земельных участков – это постоянный шум (лай, визг), а при определенном направлении ветра – еще и запах;
  • кроме того, размещение приюта на дачном участке является нарушением санитарных норм – согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, для питомников, пунктов передержки животных устанавливается санитарно-защитная зона 100 м;
  • наконец, региональное законодательство устанавливает определенные требования к приютам (например, территория приюта для животных должна быть обнесена сплошным или сетчатым забором высотой не менее 2 метров с цоколем, заглубленным в землю не менее чем на 0,4 метра, въезд (выезд) на территорию приюта для животных осуществляет через дезинфекционный барьер и т.п.), и эти требования в рассматриваемом случае не соблюдены;
  • поэтому на хозяйку участка суд возложил обязанность прекратить содержание животных на спорном дачном участке, а животных – передать в специализированные приюты.

Между тем в частично сходных обстоятельствах Мосгорсуд отказал прокурору в удовлетворении иска в интересах неопределенного круга лиц о приостановления деятельности приюта в части приема новых безнадзорных животных (собак), до приведения площади содержания вольеров для собак в соответствие с законодательством (Апелляционное определение СК по гражданским делам Мосгорсуда от 2 декабря 2021 г. по делу № 33-48147/2021). Дело в том, что нормы "собачьей жилплощади" в приюте были нарушены, и весьма серьезно (858 собак на 939 кв. м всей территории приюта, при "минимально установленной" норме – 1 кв. м вольера/ будки/ кабины для каждой собаки и 2 кв. м пространства для движения в открытых вольерах, при этом в приюте живут еще и кошки!). Прокурор полагал, что содержание собак в таких условиях граничит с жестоким обращением с ними. Тем не менее суд счел, что приостанавливать деятельность приюта нельзя:

  • спорный приют является единственным городским приютом на территории трех административных округов,
  • спорный приют осуществляет деятельность на основании государственного задания и не может по своему усмотрению отказать в приеме в приют безнадзорного животного;
  • в силу ст. 1065 Гражданского кодекса опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность;
  • суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам;
  • пунктом 27 постановления Пленума ВС РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 разъяснено, что рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения;
  • суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абз. 2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ);
  • учитывая характер деятельности приюта и тот безусловный факт, что нахождение животных вне приюта в городе может нанести гораздо больший вред, как гражданам, так и самим животным, чем вынужденно стесненные условия содержания в приюте, суд находит, что в настоящем случае присутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная абз. 2 ч. 2 ст. 1065 ГК РФ, и в удовлетворении иска следует отказать.

Документы по теме:

Гражданский кодекс Российской Федерации

Читайте также:

В Госдуме разработают поправки для решения проблемы нападения бездомных собак на людей

В Госдуме разработают меры борьбы с нападением бездомных собак на людей

Для обсуждений будут привлечены зоозащитники и контрольно-надзорные органы.

За нарушение условий содержания домашних животных могут ввести административную ответственность

За нарушение условий содержания домашних животных могут ввести административную ответственность

Соответствующий законопроект о дополнении КоАП РФ новой статьей внесен в Госдуму 17 декабря.

За регионами могут закрепить право утверждать правила содержания домашних животных

За субъектами РФ могут закрепить право утверждать правила содержания домашних животных

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму 15 декабря.