Новости и аналитика Новости Бюджетную отчетность теперь примут только с аудиторским заключением о ее достоверности

Бюджетную отчетность теперь примут только с аудиторским заключением о ее достоверности

Бюджетную отчетность теперь примут только с аудиторским заключением о ее достоверности
tsalko / Depositphotos.com

11 октября вступает в силу очередной – шестой по счету – федеральный стандарт ВФА "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" (Приказ Минфина России от 1 сентября 2021 г. № 120н (зарег. в Минюсте России 30.09.2021).

Уточним, что уже год действует Стандарт "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" и немногим дольше – Стандарт "Реализация результатов внутреннего финансового аудита"; с введением в действие нового Стандарта в два вышеназванных внесены некоторые изменения, и теперь все три документа будут применяться одновременно.

Самое важное нововведение Стандарта "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности..." – требование об обязательном наличии аудиторского заключения при представлении бюджетной отчетности. Оно потребуется уже при подтверждении достоверности бюджетной отчетности на 1 января 2022 года, а по решению органа власти или руководителя аудиторского подразделения – и в отношении промежуточной отчетности 2021 года.

Рассмотрим основные моменты нового Стандарта.

1

Как организовать аудит в в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности?

Можно выбрать один из двух вариантов проведения аудиторских мероприятий

Параметры для сравнения

I вариант

II вариант

Количество аудиторских мероприятий

Одно

Не менее двух

Цель аудиторского мероприятия

1-е мероприятие:

Подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, за отчетный финансовый год

Пример: в 2022 году проводится аудиторская проверка в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности за 2021 год (составленной на 01.01.2022).

Важно! План проведения аудиторских мероприятий на 2022 год, в который включена указанная проверка, должен быть представлен аудиторами на утверждение руководителю органа / учреждения до конца 2021 года

Х

2-е и последующие мероприятия:

Подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение текущего финансового года для подтверждения в очередном финансовом году достоверности годовой бюджетной отчетности за текущий финансовый год.

Пример:

Аудиторским подразделением в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности запланировано проведение в 2022 году нескольких аудиторских мероприятий. В этом случае порядок действий аудиторов будет таким:

1-е мероприятие - подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности на 1 января 2022 года;

2-е мероприятие - проверка порядка выполнения бюджетных процедур учета и отчетности и/или изучение составленной в течение 2022 года промежуточной отчетности, составленной на одну или несколько квартальных дат (1 апреля 2022, 1 июля 2022, 1 октября 2022)

Сроки проведения аудита в целях подтверждения достоверности отчетности

1-е мероприятие:

До наиболее ранней из дат:

  • до даты окончания аудиторского мероприятия, указанной в Плане проведения аудита;
  • до даты подписания годовой бюджетной отчетности руководителем органа / учреждения

Х

2-е и последующие мероприятия:

Сроки определяются исходя из:

  •  количества отчетных периодов, за которые составлялась промежуточная отчетность, достоверность которой необходимо подтвердить;
  • перечня вопросов, подлежащих изучению, и обязательных действий в рамках каждого аудиторского мероприятия.

 

2

Что должны проверить аудиторы для вынесения решения о достоверности отчетности?

Аудиторские мероприятия в целях подтверждения достоверности отчетности состоят из нескольких этапов, в ходе которых аудиторы в числе прочего должны проверить и сделать выводы:

а) о соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, включая соблюдение порядка:

  • формирования и актуализации учетной политики,
  • оформления и принятия к учету первичных учетных документов,
  • хранения документов бюджетного учета;

б) о соответствии информации, содержащейся в подтверждаемой бюджетной отчетности качественным характеристикам, установленным Стандартом "Концептуальные основы...", в т.ч.:

  • соответствие состава бюджетной отчетности требованиям федеральных стандартов и Инструкции № 191н;
  • составление бюджетной отчетности на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
  • соблюдение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;

в) о наличии фактов и/или признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.

И только если информация, содержащаяся в бюджетной отчетности, и в пояснениях к ней, отвечает установленным характеристикам, а в ходе проведения аудиторского мероприятия не выявлены существенные ошибки, нарушения и недостатки, бюджетная отчетность может быть признана достоверной.

3

Как организовать аудит в целях подтверждения достоверности отчетности при централизации?

При передаче централизуемых полномочий центрами учета, напомним, являются:

  • Федеральное Казначейство, региональные / муниципальные финорганы – для органов и учреждений, передавших ведение учета и составление отчетности на основании решения Правительства РФ или органа власти субъекта РФ или местной администрации;
  • централизованная бухгалтерия – для казенных учреждений, передавших ведение учета и составление отчетности добровольно по договору.

Проведение соответствующих аудиторских проверок и формирование аудиторского заключения о достоверности бюджетной отчетности обязательны и при централизации учета и отчетности. В этом случае способ проведения аудиторских мероприятий будет зависеть от вариантов организации ВФА как в в органе / учреждении, учет которого ведется централизованно, так и в центре учета.

Варианты организации ВФА

Кто и что делает в рамках аудиторских мероприятий по подтверждению достоверности отчетности

в органе / учреждении

в центре учета

организовано аудиторское подразделение

Аудиторы органа / учреждения

1. Проверяют:

  • правильность формирования первичных учетных документов, своевременность их передачи в центр учета;
  • соблюдение порядка проведения и оформления результатов инвентаризации;
  • правильность и достоверность информации в Пояснительной записке, и др.

2. Формируют заключение:

  • о степени надежности ВФК,
  • о наличии фактов / признаков, оказывающих существенное влияние на достоверность отчетности.

Суждение о достоверности бюджетной отчетности в этом заключении не отражается!

3. Передают заключение в центр учета

Аудиторы центра учета

1. Выявляют риски искажения отчетности;

2. Подтверждают достоверность данных в регистрах учета;

3. Оценивают надежность ВФК у себя;

4. Анализируют заключение, полученное от аудиторов органа/учреждения. Если заключение признано, формируют суждение о достоверности отчетности органа/учреждения и составляют соответствующее заключение. Если полученное от органа/учреждения заключение не признается, суждение о достоверности аудиторы центра учета формируют на основании результатов аудиторских мероприятий, проведенных в центре учета

организовано аудиторское подразделение

полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

организовано аудиторское подразделение

организовано аудиторское подразделение

упрощенный способ осуществления ВФА
или 
центр учета – БУ/АУ

Аудиторы органа / учреждения

1. Проверяют:

  • правильность формирования первичных учетных документов, своевременность их передачи в центр учета;
  • соблюдение порядка проведения и оформления результатов инвентаризации;
  • правильность и достоверность информации в Пояснительной записке, и др.

2. Формируют заключение:

  • о степени надежности ВФК,
  • о наличии фактов /  признаков, оказывающих существенное влияние на достоверность отчетности.

Суждение о достоверности бюджетной отчетности в этом заключении не отражается!

В центре учета аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется.

Руководитель центра учета в свободной письменной форме представляет руководителю органа/учреждения информацию:

  • о соответствии своих операций единой методологии учета и отчетности ,
  • о наличии фактов/признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности

полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

упрощенный способ осуществления ВФА

полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу


организовано аудиторское подразделение

В органе/учреждении аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется.

Руководитель органа/учреждения представляет центру учета в свободной письменной форме информацию:

  • о соответствии выполнения своих операций единой методологии,
  • о наличии фактов/признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности.

Аудиторы центра учета

1. Выявляют риски искажения отчетности;

2. Подтверждают достоверность данных в регистрах учета;

3. Оценивают надежность ВФК у себя;

4. По результатам выполнения вышеперечисленных мероприятий формируют суждение о достоверности бюджетной отчетности органа/учреждения и отражают его в заключении о достоверности

 

упрощенный способ осуществления ВФА 
или
центр учета – БУ/АУ

Ни в органе/учреждении, ни в центре учета аудиторские мероприятия не проводятся, заключение о достоверности не формируется

 

4

Какое заключение могут вынести аудиторы?

Мнение о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности формируется таким образом:

Результаты аудиторского мероприятия

Формулировка мнения о достоверности

Ошибки, нарушения не выявлены

  • Порядок ведения бюджетного учета соответствует единой методологии учета и отчетности,
  • Информация, содержащаяся в подтверждаемой бюджетной отчетности, соответствует качественным характеристикам,
  • Факты, влияющие на достоверность бюджетной отчетности, отсутствуют.

Выявлены НЕсущественные ошибки, нарушения

В зависимости от характера, причин, условий и последствий выявленных ошибок, нарушений может быть сформулировано мнение:

  • Порядок ведения бюджетного учета соответствует / не соответствует единой методологии учета и отчетности,
  • Информация, содержащаяся в подтверждаемой бюджетной отчетности, соответствует / не соответствует качественным характеристикам,
  • Факты, влияющие на достоверность бюджетной отчетности, отсутствуют

Например:

При выявлении таких НЕсущественных ошибок/нарушений, как:

  • неактуальная учетная политика,
  • нарушения порядка проведения инвентаризации,

в суждении о достоверности должен быть отражен вывод:

  • Порядок ведения бюджетного учета не соответствует единой методологии учета и отчетности,
  • Информация, содержащаяся в подтверждаемой бюджетной отчетности, не соответствует качественным характеристикам,
  • Факты, влияющие на достоверность бюджетной отчетности, отсутствуют

Выявлены существенные ошибки, нарушения

В зависимости от характера, причин, условий и последствий выявленных ошибок, нарушений может быть сформулировано мнение:

  • Порядок ведения бюджетного учета соответствует / не соответствует единой методологии учета и отчетности,
  • Наличие фактов, влияющих на достоверность

Например:

При выявлении таких существенных ошибок/нарушений, как:

  • несоблюдение порядка оформления и принятия к учету первичных учетных документов,
  • несоответствие состава бюджетной отчетности требованиям Инструкции № 191н и Стандартов бухучета,

в суждении о достоверности должен быть отражен вывод:

 Порядок ведения бюджетного учета не соответствует единой методологии учета и отчетности,

  • Информация, содержащаяся в подтверждаемой бюджетной отчетности, не соответствует качественным характеристикам,
  • Наличие фактов, влияющих на достоверность

Недостатки не выявлены или выявлены несущественные недостатки

Например:

Если внутренний финконтроль не способен в полной мере обеспечить предупреждение/недопущение ошибок и нарушений, однако позволяет их своевременно выявлять и устранять

Признаков, влияющих на достоверность отчетности и порядок ведения бюджетного учета, не выявлено

Выявлены существенные недостатки

Например:

В ходе проведения аудиторского мероприятия выявлены значимые риски искажения бюджетной отчетности, причинами которых является низкая степень надежности ВФК, при этом величина искажения информации возможной ошибки в отчетности является существенной

Наличие признаков, влияющих на достоверность отчетности и порядок веден

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Дайджест разъяснений Минфина России за I полугодие 2021 года

Дайджест разъяснений Минфина России за I полугодие 2021 года

8 информативных писем для бухгалтера бюджетной сферы.

Опубликованы контрольные соотношения для бюджетной отчетности

Опубликованы контрольные соотношения для бюджетной отчетности

Также федеральное казначейство подготовило соотношения показателей форм консолидированной бюджетной отчетности финансовых органов субъектов РФ.

Планы на будущее: формируем бюджет-2022 с помощью сопоставительных таблиц Минфина России

Планы на будущее: формируем бюджет-2022 с помощью сопоставительных таблиц Минфина России

Они помогут избежать претензий по некорректному применению кодов.