Новости и аналитика Новости Отчетность за полугодие: новые требования, нюансы, контрольные соотношения
Важно

Отчетность за полугодие: новые требования, нюансы, контрольные соотношения

Отчетность за полугодие: новые требования, нюансы, контрольные соотношения
Fotofabrika / Depositphotos.com

На регистрацию в Минюст России направлены Приказы № 81н и 82н с очередными поправками в Инструкции № 33н и № 191н соответственно. Процедура эта займет некоторое время и, скорее всего, завершится позднее установленной для учреждений даты представления полугодовой отчетности. Однако Минфин России и Казначейство указывают, что при составлении и представлении отчетности по состоянию на 1 июля 2021 года эти изменения нужно учесть (Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22 июня 2021 г. №№ 02-06-07/49381, 07-04-05/02-14686Информация Федерального казначейства от 28 мая 2021 г.Информация Федерального казначейства от 22 июня 2021 г.).

О том, какие поправки были запланированы к внесению в Инструкции, мы уже рассказывали 14 мая и 20 мая. Однако в Приказы № 81н и 82н включено намного больше изменений, чем было предусмотрено проектами. Остановимся на наиболее значимых моментах:

1

Уточнено, какие формы отчетности отражают финансовый результат, за искажение которого штрафуют по ст. 15.15.6 КоАП

Одно из важных изменений – дополнение Инструкций № 33н и № 191 новым абзацем, согласно которому информация в денежном выражении о состоянии финансовых активов, нефинансовых активов и обязательств государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и публично-правовых образований о финансовом результате операций, их изменяющих, раскрывается в бухгалтерской/ бюджетной отчетности обобщенными показателями баланса и отчета о финансовом результате. Почему это важно? Согласно ст. 15.15.6 КоАП одним из оснований для привлечения к административной ответственности является искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате, а в примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ установлен процент искажения такой информации для квалификации значимости нарушения (незначительное, значительное искажение или грубое) и определения размера штрафа. И до настоящего времени одним из неурегулированных вопросов применения ст. 15.15.6 КоАП была возможность/ правомерность привлечения к ответственности за искажение, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769), ведь в них отражены данные об обязательствах.

Теперь в Инструкциях будет четко указано, в каких именно формах отчетности содержится информация об активах, обязательствах и финансовом результате. Конечно, данная поправка не означает, что штрафовать будут только за искажение показателей, которые содержатся в соответствующих разделах / строках Баланса (ф. 0503130ф. 0503730) и Отчета (ф. 0503121,. ф. 0503721), ведь для привлечения к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрены и иные основания. Между тем, данная норма представляет собой какой-никой инструмент при отстаивании своей позиции в спорах с ревизорами и в суде.

2

Обособленное отражение в отчетности возмещений из ФСС России

Напомним, с этого года для возмещений ФСС России введена специальная подстатья 139 КОСГУ, при этом напомним, сами доходы по-прежнему начисляются по по счету 209 34 "Расчеты по компенсации затрат" Для показателя статьи 139 КОСГУ в Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123ф. 0503723) будет добавлена специальная строка 0507. Однако реализовать это можно будет только после регистрации Приказов №№ 81н и 82н Поэтому в Отчете (ф. 0503123ф. 0503723) на 1 июля 2021 г. поступления возмещений от ФСС по КОСГУ 139 включаются в строку 0500, предназначенную для показателей по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсации затрат" КОСГУ. Одновременно информацию о поступлениях по подстатье 139 КОСГУ придется отразить в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760).

3

Отражение в отчетности новых счетов 401 41 и 401 49

В части кредиторской задолженности в Сведения (ф. 0503169ф. 0503769) нужно включить остатки и обороты не только по счету 401 40 "Доходы будущих периодов", но и по новым счетам:

  • 401 41 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году";
  • 401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года".

Конечно, при условии, что вы их используете. Общих для всех требований по применению этих счетов нет. Есть лишь озвученные финансовым ведомством планы, согласно которым в 2021 году счета401 41 и 401 49 используют только для отражения расчетов по межбюджетным трансфертам, т.е. в отношении взаимосвязанных показателей по МБТ, в том числе подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской отчетности, которые включаются в Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). В остальных случаях применение данных счетов – право учреждения, но не обязанность, если только эту обязанность не установил учредитель/ ГРБС или финорганом. Подробно о том кто, когда и как использует счета 401 41 и 401 49, читайте здесь.

Порядок отражения показателей по счетам 401 41 и 401 49 в Сведениях (ф. 0503169ф. 0503769) аналогичен порядку отражения данных по счету 401 40. Но, повторимся, в отчете детализировать эти данные только если их применение оговорено в учетной политике и с соблюдением уже упомянутых требований по раскрытию в отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бюджетной отчетности.

4

Долгосрочную задолженность – только в годовой отчет

Согласно положениям Инструкций № 33н и № 191н при формировании Сведений (ф. 0503169ф. 0503769) в графах 3, 10, 13 должна отражаться информация о долгосрочной задолженности, т. е. той, срок исполнения которой на отчетную дату превышает 12 месяцев. Поправками к этой норме сделана оговорка, что данные о долгосрочной задолженности будут отражаться только в годовой форме Сведений (ф. 0503169ф. 0503769). Таким образом в квартальной отчетности по договорам, контрактам, соглашениям, заключенным на срок более года, показатели долгосрочной задолженности больше не формируются – не заполняются графы 3, 10, 13 в разделе 1 Сведений (ф. 0503769)

5

Нюансы включения в отчетность показателей спецсчетов по учету ошибок прошлых лет

Напомним, с этого года перечень счетов для отражения ошибок прошлых лет расширен за счет появления новых, предназначенных для учета тех ошибок, которые выявили ревизоры в ходе проверочных мероприятий и за которые, скорее всего, оштрафовали. Таким образом, к шести спецсчетам добавились еще столько же. Подробно об этом - здесь.

Это новшество отразилось на заполнении некоторых форм отчетности.

В частности, в Сведениях (ф. 0503169ф. 0503769) в показатели граф 5 – 8 "Изменение задолженности" не включаются данные по счетам:

Также уточнен перечень счетов, предназначенных для отражения ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, на основании которых формируются показатели граф 6 (код причины "03") и 10 (код причины "07") в разделе 1 Сведений об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503173, ф. 0503773):

И не забудьте, что операции по новым счетам должны отражаться не в Журнале по прочим операциям, как это было ранее, а в Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет – он введен с 2021 года.

6

Расширен перечень НФА, отражаемых в Сведениях (ф. 0506168, ф. 0503768) как неучтенные

В Инструкции № 191н теперь будет прямо указано, что в графе 7 "Оприходовано неучтенных (восстановлено в учете)" разделов 1 и 2 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) отражаются не только объекты, выявленные по результатам инвентаризации, но и прочие ранее не учтенные объекты, на основании дебетовых оборотов по счетам учета НФА в корреспонденции со счетом 1 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления". Это могут быть, например:

  • объекты основных средств, полученные в результате НИОКР;
  • матзапасы, остающиеся в учреждении по результатам ремонта/ демонтажа НФА, и т.д.

В Инструкции № 33н такой нормы не прописали, но исходя из принципа сопоставимости показателей отчетности учреждений разных типов и экономического содержания графы 7 Сведений ф. 0503168) и графы 7 Сведений (ф. 0503768), применение указанного подхода бюджетными и автономными учреждениями будет вполне обоснованно.

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Читайте также:

Опубликованы контрольные соотношения для бюджетной отчетности

Опубликованы контрольные соотношения для бюджетной отчетности

Также федеральное казначейство подготовило соотношения показателей форм консолидированной бюджетной отчетности финансовых органов субъектов РФ.

Планы на будущее: формируем бюджет-2022 с помощью сопоставительных таблиц Минфина России

Планы на будущее: формируем бюджет-2022 с помощью сопоставительных таблиц Минфина России

Они помогут избежать претензий по некорректному применению кодов.

Знаете ли вы, как правильно учитывать расходы на предупредительные меры?

Знаете ли вы, как правильно учитывать расходы на предупредительные меры?

Для этого необходимо подать в ФСС России соовтетствующее заявление, причем со 2 мая по новой форме.