Новости и аналитика Новости Закон об ответственности за опасное вождение будет принят до конца года

Закон об ответственности за опасное вождение будет принят до конца года

Закон об ответственности за опасное вождение будет принят до конца года
Vereshchagin Dmitry / Shutterstock.com

Запрет на опасное вождение был закреплен в ПДД почти полтора года назад (постановление Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 477), однако ответственность за его несоблюдение пока законодательно не закреплена. Как сообщил вчера первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, правительственный законопроект1, предусматривающий штраф в размере 5000 руб. за опасное вождение, является одной из приоритетных инициатив в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и будет принят до конца года (в первом чтении был принят 27 января).

Поскольку определение опасного вождения дается через описание совершаемых водителем одного или следующих друг за другом нескольких действий и предполагает оценку того или иного маневра, устанавливать состав соответствующего правонарушения будет довольно сложно, отметил депутат. В связи с этим он предлагает использовать в качестве обязательного приложения к оформляемому протоколу о правонарушении файла, полученного путем видеофиксации действий водителя, для того чтобы можно было оценить их в динамике. "Для подстраховки от возможных злоупотреблений со стороны сотрудников Госавтоинспекции и недопущения квалификации в качестве опасного вождения действий человека, который маневрирует и едет довольно быстро, но технически грамотно, нужно внести в законопроект поправку, согласно которой административное производство по такому правонарушению будет вести не зафиксировавший его инспектор, а, например, руководитель соответствующего подразделения ГИБДД, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения или их заместители", – считает депутат. А для тех водителей, которые целенаправленно выбирают опасную манеру вождения, впоследствии может быть введена повышенная ответственность – не исключено, что повторное нарушение будет наказываться лишением права управления транспортными средствами, административным арестом или обязательными работами. Вынести соответствующую инициативу на обсуждение Вячеслав Лысаков планирует по истечении как минимум полугода с момента введения штрафа за опасное вождение.

Также в ходе текущей сессии Госдумы планируется принять законопроект2 о необходимости уплаты залога в размере 30 тыс. руб. для возврата автомобиля, задержанного и помещенного на специализированную стоянку по причине:

  • управления ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ);
  • невыполнения водителем законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ);
  • невыполнения водителем запрета на употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ после ДТП, к которому он причастен, либо до проведения освидетельствования на состояние опьянения при остановке ТС должностным лицом (ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ).

Каков порядок обжалования водителем постановления об административном правонарушении, узнайте в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

За совершение каждого из перечисленных нарушений назначается штраф в 30 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами. Однако на практике применяется фактически только вторая часть наказания: по данным МВД России, лишь 30% водителей уплачивают назначенный штраф. Реализация предложения о введении обязательного залога за возврат машины со штрафстоянки поможет исправить эту ситуацию. Внесенные владельцем ТС или его представителем залоговые средства будут зачисляться на счет органа полиции и засчитываться как уплата штрафа. Если же в результате обжалования вынесенного в отношении водителя постановления будет доказано, что он не находился в состоянии опьянения, залог будет ему возвращен.

Очень важным Комитет считает правительственный законопроект о введении дифференцированного наказания за систематическое нарушение ПДД3. Согласно проекту к водителям, более трех раз нарушившим правила управления или эксплуатации ТС (документом определено, какие именно), будет применяться более серьезная по сравнению с предусмотренной за совершение соответствующего нарушения санкция, а именно: лишение права управления автомобилем на срок от одного до полутора лет, а в случае отсутствия этого права – штраф от 10 до 30 тыс. руб. Предполагается, что это поможет дисциплинировать водителей, допускающих неоднократные нарушения, которые являются основной причиной ДТП. Но поскольку повышенная мера наказания сможет применяться только в случае выявления нарушения непосредственно сотрудником ГИБДД, а не путем фото- или видеофиксации, а количество инспекторов сильно сократилось, вряд ли можно ожидать значительного снижения числа систематических нарушений, отметил Вячеслав Лысаков. При этом, по его мнению, в определенный законопроектом перечень нарушений, неоднократное совершение которых будет являться основанием для лишения водителя права управления ТС, должны включаться только грубые нарушения. В связи с этим депутат предлагает исключить из него непредоставление преимущества в движении пешеходам (ст. 12.18 КоАП РФ), так как критерии этого правонарушения довольно размыты, и возможность лишения прав за его совершение может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов ГИБДД, а также превышение скорости на величину более 40, но не более 60 км/ч (ч. 3 ст. 12.9 КоАП РФ).

Среди интересных, но пока не оформленных в виде законопроектов инициатив Вячеслава Лысакова можно выделить следующие:

  • об отмене выезда сотрудников Госавтоинспекции на место мелких аварий, в результате которых ущерб причинен только автомобилям, – обращение с соответствующей просьбой депутат направил главе правительства Дмитрию Медведеву;
  • об отказе от отправления "писем счастья" лицам, уплатившим штраф со скидкой 50% в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложения административного штрафа (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ), – соответствующие поправки планируется подготовить в начале следующего года. Поскольку сам факт досрочной уплаты водителем штрафа является подтверждением отказа от обжалования постановления о наложении штрафа, нет никакого смысла в направлении ему этого постановления, а значит, перед отправкой уведомления необходимо будет проверять, не оплачен ли штраф, пояснил депутат;
  • об упрощении порядка обжалования штрафов за нарушение ПДД, например путем обжалования явных ошибок и технических сбоев программ, фиксирующих нарушения, в онлайн-режиме с автоматической отменой постановления об административном правонарушении.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Максимальный штраф для водителей, не уступающих дорогу пешеходам, увеличился до 2,5 тыс. руб.

Максимальный штраф для водителей, не уступающих дорогу пешеходам, увеличится до 2,5 тыс. руб.

Новая редакция ст. 12.18 КоАП РФ начнет применяться с 10 ноября.

Минтранс России подготовил правила использования системы ЭРА ГЛОНАСС при составлении европротокола

Минтранс России подготовил правила использования системы ЭРА-ГЛОНАСС при составлении европротокола

Предполагается, что потерпевшему необходимо будет в течение 10 минут после ДТП передать данные об аварии через специальный терминал.

ГИБДД прокомментировала положения нового регламента по надзору за дорожным движением

В частности, представители ГИБДД подтвердили, что теперь при оформлении ДТП сотрудниками полиции будут оформляться исключительно документы, предусмотренные законом.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 37057-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 Законопроект № 1050356-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство".
3 Законопроект № 1086493-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения дифференцированного наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства".