Новости и аналитика Новости Эксперты: не все регионы справятся с повышением МРОТ до прожиточного минимума

Эксперты: не все регионы справятся с повышением МРОТ до прожиточного минимума

Эксперты: не все регионы справятся с повышением МРОТ до прожиточного минимума
Karpova / Shutterstock.com

В начале сентября Президент РФ поручил приравнять МРОТ к прожиточному минимуму. Напомним, что с 1 июля МРОТ составляет 7800 руб., а величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за II квартал текущего года – 11 163 руб.

Во исполнение поручения президента 29 сентября соответствующий законопроект1 был внесен Правительством РФ в Госдуму. Повышение МРОТ предлагается проводить в два этапа: с 1 января 2018 года – до 9489 руб. в месяц, а с 1 января 2019 года и далее ежегодно – в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране за II квартал предыдущего года. При этом документом предусмотрена "защитная" мера, согласно которой, если величина прожиточного минимума за II квартал предыдущего года окажется ниже величины прожиточного минимума за II квартал года, предшествующего предыдущему, МРОТ не понизится, сохранив прежнее значение.

Данная инициатива более чем актуальна. Так, по оценке Минтруда России, численность работников с заработной платой ниже прожиточного минимума составляет 4 млн. человек, из их 1,6 млн. человек – в бюджетной сфере.

О том, нарушаются ли права работника в том случае, когда выданная ему на руки сумма в результате предусмотренных законом удержаний стала ниже величины МРОТ, узнайте из материала "Минимальный размер оплаты труда" в "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

"Как может быть заработная плата ниже, чем прожиточный минимум? Если человек работает, то он не должен получать "минимум". Совершенно неправильно, что сейчас у нас зарплаты меньше минимума", – отметил член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров. "Происходит катастрофическое обнищание населения. Фактически страна находится в состоянии коллапса – люди, которые хотят работать и найти нормальное рабочее место, не могут это сделать. Отсутствие занятости приводит к тому, что население сползает на МРОТ, на уровень выживания. И это происходит с нацией в целом", – заявила эксперт розничной торговли, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Ирина Канунникова.

Председатель Комиссии по пенсионному обеспечению и социальному страхованию Общественного совета Минтруда России Максим Довгялло обратил внимание еще на одну проблему. МРОТ, как правило, используется при установлении зарплаты ряду работников бюджетной сферы, включая младших научных сотрудников и научных сотрудников. Однако в связи с крайне низким значением этой суммы многие вынуждены искать работу в других сферах. "Если люди уйдут с указанных позиций, в значительной степени остановится наука, потому что нельзя вырастить академика, если он не пройдет путь с младшего научного сотрудника. То есть мы потеряем достаточно серьезное поколение ученых", – уверен эксперт.

В связи с этим представленная Правительством РФ инициатива, убежден Евгений Фёдоров, это в чистом виде социальное решение, которое касается 30% населения страны: "Законопроект направлен на справедливость – внутреннее распределение национального продукта в интересах беднейшей части работающего населения".

Но не все так радужно. Так, Максим Довгялло считает, что субъекты РФ не справятся с теми обязательствами, которые у них возникнут, – не хватит бюджетных средств. "В финансово-экономическом обосновании к законопроекту дан прогноз по увеличению расходов на работников бюджетной сферы в 2018 году на 26,2 млрд руб., а в 2019 – на 43,9 млрд руб. В обосновании указаны также расходы реального сектора экономики (в первую очередь, это касается предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку крупный бизнес, как правило, платит заработные платы больше МРОТ). И там фигурируют показатели дополнительных расходов – 17,1 млрд руб. в 2018 году и 28,8 млрд. руб. в 2019 году. А все, что увеличивает себестоимость работ и услуг на предприятии, автоматически уменьшает прибыль и, соответственно, налог на прибыль, который поступает в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ". В связи с этим, уверен эксперт, уже сейчас депутатам следует провести соответствующие расчеты и по конкретным субъектам РФ запланировать конкретные суммы на покрытие выпадающих доходов. В свою очередь, Евгений Фёдоров заверил, что бюджетных средств у регионов хватит. "А если их и не хватит, то на уровне второго чтения мы перераспределим средства бюджета для того, чтобы обеспечить 100% исполнение этого нормативного правового акта", – пояснил он.

С одной стороны, появление указанного законопроекта специалисты встретили с одобрением, но с другой, не все склонны его идеализировать. "В краткосрочной перспективе людям действительно будет лучше, потому что они начнут получать больше, но в долгосрочной лучше не будет никому. И все потому, что сейчас мы из имеющихся средств формируем курс выживания населения, а нам нужно, чтобы курс был на его развитие", – подчеркнул заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов.

Тот факт, что одобрение данной инициативы позитивно отразится на россиянах, согласен и Максим Довгялло: "Жить будет непросто, но дышать станет легче". Однако в том, что положительный эффект сохранится в течение продолжительного времени, он так же не уверен: "Налицо проедание доходов, заработанных в других секторах экономики. Это может работать только до тех пор, пока совокупная нагрузка не станет для работающего сектора запредельной. Без развития, без решения вопросов, связанных с оптимизацией и стимулированием бизнеса, данная мера долго работать не будет". Вместе с тем эксперт считает, что законопроект может быть полезен Минфину России: "За счет такого решения ведомство решит проблему наполнения ПФР и государственных внебюджетных фондов". А вот в невыгодном, по его мнению, положении окажутся по уже указанным выше причинам субъекты РФ.

Стоит отметить, что согласно ст. 133 Трудового кодекса МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом предусмотрено поэтапное повышение МРОТ до указанного размера (ст. 421 ТК РФ). Тем не менее, на протяжении более чем 15 лет МРОТ так и не "догнал" показатели прожиточного минимума. Таким образом, разработанный Правительством РФ законопроект – серьезный и долгожданный шаг на пути совершенствования законодательства в этой части.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

На социальные доплаты и увеличение пенсий до прожиточного минимума выделят почти 100 млрд руб.

На социальные доплаты и увеличение пенсий до прожиточного минимума выделят почти 100 млрд руб.

При этом ожидается, что пенсии в этом году вырастут на 4,5% без учета плановой инфляции.

Размер прожиточного минимума за IV квартал прошлого года составил 9691 руб.

Размер прожиточного минимума на душу населения в I квартале уменьшился на 228 руб.

Таким образом, за IV квартал прошлого года этот показатель составил 9691 руб.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 274625-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.