Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Является ли закупкой с точки зрения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" приобретение товаров, работ, услуг без подписания договора как единого документа и компенсация работникам расходов, предусмотренная коллективным договором? Подлежат ли эти выплаты включению в отчет о закупках?

Является ли закупкой с точки зрения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" приобретение товаров, работ, услуг без подписания договора как единого документа и компенсация работникам расходов, предусмотренная коллективным договором? Подлежат ли эти выплаты включению в отчет о закупках?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действие указанного закона распространяется на заключение гражданско-правовых договоров на приобретение заказчиком товаров, работ, услуг, в том числе заключаемых и не путем подписания единого документа, но не распространяется на трудовые отношения.

Обоснование вывода:
Прежде всего обратим внимание, что в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) говорится, что он регулирует закупку товаров, работ, услуг для нужд заказчиков (далее также - закупка).
К сожалению, само понятие "закупка" Законом N 223-ФЗ четко не определено, и каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу на настоящий момент также нет. Однако из некоторых указаний Закона о закупках, например, из указания п. 3 ч. 9 ст. 4 этого Закона, что в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора, указания ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, что одновременно публикуется проект договора, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора. Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора. При этом в ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ указано, что заказчики при закупке руководствуются Гражданским кодексом РФ. То есть, уточним, речь идет о заключении гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Трудовые отношения регулируются не Гражданским кодексом РФ, а Трудовым кодексом РФ (п. 3 ст. 2 ГК РФ, ст. 5 ТК РФ), который в ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ не упомянут. Причем предметом трудовых договоров является не выполнение работ или оказание услуг в гражданско-правовом смысле этих понятий, а выполнение работником его трудовой функции (ст.ст. 15, 56 ТК РФ). Следовательно, на трудовые отношения Закон N 223-ФЗ не распространяется - ни на заключение трудовых договоров, ни, тем более, на выплату компенсаций, предусмотренных коллективным договором.
Заметим, что действие Закона N 223-ФЗ не распространяется и на выплату компенсаций в рамках гражданско-правовых внедоговорных отношений, например, в рамках возмещения ущерба (глава 59 ГК РФ), выплаты неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ).
Что касается гражданско-правовых договоров, то исключения, не подпадающие под действие Закона N 223-ФЗ, указаны в ч. 4 ст. 1 этого Закона. По смыслу этой нормы данный перечень является исчерпывающим, закрытым. Соответственно, все гражданско-правовые договоры, не подпадающие под указанные исключения, должны заключаться в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
В связи с этим необходимо учитывать, что в гражданском законодательстве под "договором" понимается в первую очередь сделка - действия сторон, выражающие их совместную волю на возникновение прав и обязанностей (ст.ст. 153, 154, 420 ГК РФ). И хотя на практике под "договором" обычно понимается единый документ, содержащий условия сделки и подписанный обеими сторонами, договор в письменной форме может быть заключен не только путем подписания такого документа, но и путем обмена документами с использованием средств связи (п. 1 ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ). Письменная форма договора также считается соблюденной, если в ответ на письменное предложение заключить договор (оферту), вторая сторона совершает действия по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ). Соответственно, офертой может быть письмо или счет, содержащие предложение оплатить те или иные товары, работы, услуги с их достаточно конкретным описанием, а офертой - оплата по такому письму или счету. Судебная практика считает подтверждением заключения договора также накладные (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.02.2009 N Ф04-850/2009(475-А75-12), ФАС Уральского округа от 28.05.2008 N Ф09-3772/08-С5, ФАС Центрального округа от 21.07.2008 N А68-2722/07-158/21).
Кроме того, согласно п. 2 ст. 159 ГК РФ если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы, которых влечет их недействительность. При этом, например, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). Равным образом подтверждением заключения договора на оказание услуг почтовой связи служит квитанция об оплате.
Согласно же ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 той же статьи.
Как видим, во-первых, ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предполагает размещение информации именно о заключении договоров, а не об их исполнении, то есть оплате. В некоторых случаях, описанных выше, факт оплаты и является заключением договора, но это далеко не всегда. Во-вторых, эта норма предполагает размещение обобщенной информации о закупках - только количества уже заключенных договоров и их общей суммы без перечисления конкретных договоров.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

25 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.