Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 (при осуществлении закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи), заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящей частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта. Как правильно обосновать цену заключаемого контракта? Где это указать в контракте? Как правильно это сделать?

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 (при осуществлении закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи), заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящей частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта. Как правильно обосновать цену заключаемого контракта? Где это указать в контракте? Как правильно это сделать?

В случаях, предусмотренных пп. 4-5.2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе осуществить закупку товара на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (не более 5 млн. руб.), если такая закупка осуществляется в электронной форме на электронной площадке.
Как следует из ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупок в случаях, предусмотренных пп. 4, 5-5.2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, у единственного контрагента на ЭП в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан определить цену контракта в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Однако п. 4 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено специальное правило: извещение об осуществлении закупки, предусмотренное п. 3 данной части, должно содержать проект контракта, а также обоснование цены контракта у единственного поставщика. Особо отметим, что в отличие от требований ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ пунктом 4 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ прямо не предусмотрена обязанность включения в контракт обоснования цены контракта. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по вопросу о необходимости включения упомянутого обоснования в контракт мы не обнаружили.
При этом надо учитывать, что в п. 7 письма Минфина России от 12.02.2021 N 24-06-08/9591 высказана позиция, согласно которой установленная законом система закупки у единственного поставщика на электронной площадке предполагает обязанность заказчика при размещении извещения указать одно наименование товара с одной начальной ценой за единицу товара, одним сроком и местом поставки (подп. "в" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Особого порядка обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на основании ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не предусмотрено, поэтому, как правило, такое обоснование осуществляется в общеустановленном порядке с применением методов, указанных в ст. 22 Закона N 44-ФЗ, приоритетным из которых является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), далее - метод СРЦ (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Метод СРЦ заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом (далее - НМЦК), на основании информации о рыночных ценах идентичных или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
На основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Рекомендации).
Особенности применения метода СРЦ изложены в разделе III Рекомендаций. Так, в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК заказчику рекомендуется осуществить несколько перечисленных в п. 3.7 Рекомендаций процедур, включая в первую очередь направление запросов о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (п. 3.7.1 Рекомендаций). Кроме того, заказчику рекомендуется осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками; а также осуществить сбор и анализ определенной п. 3.7.4 Методических рекомендаций общедоступной ценовой информации, в которой отнесены в том числе данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг (п. 3.7.4.4), информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях (п. 3.7.4.5)*(1).
В соответствии с п. 3.19 Рекомендаций в целях определения НМЦК методом СРЦ рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными контрагентами. Расчет итогового показателя предполагается по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций, предполагающей определение средней величины. При этом особого порядка определения цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, Рекомендациями не предусмотрено. В связи с этим в определенных случаях цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом (так же как и НМЦК), может быть установлена в меньшем размере, чем рассчитанном по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций (смотрите об этом в материале: Вопрос: Расчет цены контракта при обосновании закупки, проводимой по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2023 г.)).
Дополнительно отметим, что унифицированной формы обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на основании ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, нет. Нормативных актов, содержащих упомянутую форму обоснования, мы, к сожалению, не обнаружили*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

26 июля 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом смотрите в материале: Энциклопедия решений. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ.
*(2) Возможно, будет интересно ознакомиться с Приложением 3 (Форма обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к Порядку действий контрактной службы министерства имущественных отношений Ставропольского края для осуществления своих полномочий и ее взаимодействия со структурными подразделениями министерства имущественных отношений Ставропольского края, утвержденному приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 1 ноября 2022 г. N 1140 "О контрактной службе министерства имущественных отношений Ставропольского края".