Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Юридическое лицо планирует в 2023 году заключить государственный контракт на сумму свыше 100 млн руб. Способ определения поставщика - закупка у единственного поставщика. Основание заключения государственного контракта - ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ (то есть на основании решения высшего исполнительного органа субъекта РФ). Государственный контракт заключается за счет средств бюджета Краснодарского края. Подлежит ли такой государственный контракт банковскому и (или) казначейскому сопровождению?

Юридическое лицо планирует в 2023 году заключить государственный контракт на сумму свыше 100 млн руб. Способ определения поставщика - закупка у единственного поставщика. Основание заключения государственного контракта - ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ (то есть на основании решения высшего исполнительного органа субъекта РФ). Государственный контракт заключается за счет средств бюджета Краснодарского края. Подлежит ли такой государственный контракт банковскому и (или) казначейскому сопровождению?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Расчеты по рассматриваемому государственному контракту подлежат казначейскому (но не банковскому) сопровождению. 

Обоснование позиции:

Казначейское сопровождение представляет собой проведение Казначейством России (финансовыми органами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения (абзац тридцать седьмой ст. 6 БК РФ).

Подлежащие казначейскому сопровождению средства, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из регионального бюджета, определяются в соответствии со ст. 242.26 БК РФ.

В частности, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 242.26 БК РФ казначейскому сопровождению подлежат предоставляемые из регионального бюджета средства, получаемые (полученные) участниками казначейского сопровождения, в случаях, установленных федеральными законами, решениями Правительства России (включая средства, указанные в абзаце четвертом подп. 1 ст. 242.27 БК РФ).

В текущем финансовом году на основании подп. 2 п. 1 ст. 242.26 БК РФ отдельные случаи казначейского сопровождения предоставляемых из регионального бюджета средств определены в том числе положениями ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ.

Так, в силу п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ расчеты по государственным контрактам, заключаемым в 2023 году в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ и (или) в иных случаях, установленных в соответствии с другими федеральными законами, принятыми в целях реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, на сумму более 3000 тыс. рублей, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из регионального бюджета, подлежат казначейскому сопровождению территориальными органами Казначейства России.

В описанной ситуации государственный контракт будет заключен в случаях, установленных решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, принятым на основании ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ. Следовательно, рассматриваемый государственный контракт заключается в случае, установленном в соответствии с федеральным законом, принятым в целях реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ.

Остается заключить, что если цена государственного контракта, заключаемого в 2023 году с единственным поставщиком в случаях, установленных решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на основании ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ, превышает 3000 тыс. рублей, то расчеты по такому государственному контракту подлежат казначейскому сопровождению в силу п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ.

Аналогичная правовая позиция изложена в письме Минфина России от 13 марта 2023 г. N 02-14-08/20915.

Дополнительно отметим, что случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, определяет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ).

Случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, заключаемых для нужд Краснодарского края, определены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 ноября 2014 г. N 1245.

При этом по общему правилу казначейскому сопровождению не подлежат средства, предоставляемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на основании государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац четвертый подп. 1 ст. 242.27 БК РФ).

Однако из этого общего правила есть исключение.

Напомним, что согласно подп. 2 п. 1 ст. 242.26 БК РФ в случаях, установленных федеральными законами, решениями Правительства России, казначейскому сопровождению подлежат в том числе средства, указанные в абзаце четвертом подп. 1 ст. 242.27 БК РФ (а это именно тот абзац, который выводит из-под казначейского сопровождения контракты, подлежащие банковскому сопровождению).

Иными словами, если предоставляемые на основании государственного контракта средства подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с федеральными законами или решениями Правительства России, то банковское сопровождение к этим средствам в принципе не применяется (смотрите письмо Казначейства России от 16 июня 2022 г. N 07-04-18/04-14732).

В рассматриваемом случае, как было показано, расчеты по государственному контракту подлежат казначейскому сопровождению по основанию, предусмотренному федеральным законом. Это означает, что даже если этот государственный контракт подпадает под критерии, определенные постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 ноября 2014 г. N 1245, то расчеты по нему все равно будут подлежать именно казначейскому, но не банковскому сопровождению.

Одновременно банковское и казначейское сопровождение в отношении государственных контрактов, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из регионального бюджета, в текущем финансовом году не осуществляется (ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ, п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 15 февраля 2023 г. N 224).

С учетом изложенного, по нашему мнению, расчеты по рассматриваемому государственному контракту подлежат казначейскому (но не банковскому) сопровождению. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Казначейское сопровождение (май 2023 г.);
  • Какие закупки у единственного поставщика подлежат казначейскому сопровождению? (Обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2023 г.)
  • Вопрос: Муниципальный контракт с федеральным софинансированием. Средства подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете, но муниципальным правовым актом, в свою очередь, предусмотрено банковское сопровождение. Какие условия включать в контракт? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2023 г.) 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел 

Ответ прошел контроль качества 

2 июня 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.