Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В извещении о закупке работ по ремонту дорог установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 9 приложения к постановлению Правительства РФ N 2571. Участник закупки наличие у него опыта работы подтвердил гражданско-правовым договором о выполнении работ по ремонту дорог. Заказчик отклонил заявку на участие в электронном аукционе, указав, что такие работы должны были выполняться им по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или по договору, заключенному в соответствии с Законом N 223-ФЗ (абзац 5 подп. "б" п. 3 постановления Правительства РФ N 2571). Законно ли поступил заказчик, или участнику закупки следует обратиться с жалобой в контрольный орган?

В извещении о закупке работ по ремонту дорог установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 9 приложения к постановлению Правительства РФ N 2571. Участник закупки наличие у него опыта работы подтвердил гражданско-правовым договором о выполнении работ по ремонту дорог. Заказчик отклонил заявку на участие в электронном аукционе, указав, что такие работы должны были выполняться им по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или по договору, заключенному в соответствии с Законом N 223-ФЗ (абзац 5 подп. "б" п. 3 постановления Правительства РФ N 2571). Законно ли поступил заказчик, или участнику закупки следует обратиться с жалобой в контрольный орган?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Решение заказчика правомерно: в данном случае в качестве документов, подтверждающих наличие необходимого опыта, участник закупки может представить только исполненные контракты, заключенные в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или исполненные договоры, заключенные в соответствии с Законом N 223-ФЗ. 

Обоснование вывода:

Согласно чч. 2-3 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в чч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. В случае установления Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч. 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

На основании вышеприведенных норм соответствующие дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие им участников закупок, установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571). Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению к Постановлению N 2571 (далее - Приложение), соответствие которым участников закупки подтверждается информацией и документами, предусмотренными тем же Приложением. При этом подп. "б" п. 3 Постановления N 2571 указывает, что опытом исполнения договора, предусмотренным приложением к Постановлению N 2571, в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается с учетом положений указанного пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении к Постановлению N 2571 в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", за пять лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства.

При этом анализ Постановления N 2571 показывает, что разные его нормы и нормы Приложения устанавливают разные требования к документам, подтверждающим наличие необходимого опыта, для разного рода контрактов.

Так, в соответствии с абзацем шестым подп. "б" п. 3 Постановления N 2571 договором, предусмотренным п. 1 позиции 2, п. 1 позиции 9, п. 1 позиции 10, п. 1 позиции 11, п. 1 позиции 12, позицией 14, пп. 1 и 2 позиции 15, п. 2 позиции 17, пп. 1 и 2 позиции 18, позициями 32-36 и п. 1 позиции 37 Приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).

Таким образом, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, дополнительные требования к участникам которых определены вышеуказанными позициями, подтверждением соответствия дополнительному требованию о наличии опыта у участника закупки является исполненный участником закупки только контракт, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или исполненный договор, заключенный в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

В случае осуществления закупок товаров, работ, услуг, дополнительные требования к участникам которых определены позициями, которые не указаны в абзаце шестом подп. "б" п. 3 Постановления N 2571, подтверждением соответствия дополнительному требованию о наличии опыта у участника закупки является любой исполненный участником закупки договор, в том числе - но не исключительно - заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ или в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 01.09.2022 N 24-06-06/85201.

В рассматриваемой ситуации речь идет о подтверждении опыта выполнения работ, аналогичных составляющим предмет закупки, определенных позицией 9 Приложения "Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории", то есть с учетом наименования работ, работ по благоустройству территории (если работы носят характер строительных работ на автомобильной дороге - линейном объекте капитального строительства, они должны квалифицироваться как определенные позицией 18 Приложения "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги"). Участником закупки в качестве такого подтверждения предъявлен гражданско-правовой договор о выполнении работ по ремонту дорог. Применительно к подтверждению опыта по указанной позиции такой договор должен квалифицироваться как выполнение работ по благоустройству, что соответствует п. 1 позиции 9. Соответственно, поскольку п. 1 позиции 9 упомянут в абзаце шестом подп. "б" п. 3 Постановления N 2571, договор, не являющийся контрактом, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договором, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не может рассматриваться как надлежащее подтверждение соответствующего опыта. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий 

Ответ прошел контроль качества 

18 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.