Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Осуществляется закупка на выполнение работ по нанесению линий горизонтальной дорожной разметки на проезжую часть улично-дорожной сети. Составлен локальный сметный расчет на данный вид работ. Какой метод определения начальной (максимальной) цены контракта выбрать заказчику?

Осуществляется закупка на выполнение работ по нанесению линий горизонтальной дорожной разметки на проезжую часть улично-дорожной сети. Составлен локальный сметный расчет на данный вид работ. Какой метод определения начальной (максимальной) цены контракта выбрать заказчику?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В описанной в вопросе ситуации заказчик может, помимо метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), применить иной метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта. 

Обоснование вывода:

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются на основании положений ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, является приоритетным для определения и обоснования предполагаемой цены контракта (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), а использование других методов допускается только в случаях, предусмотренных чч. 7-11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

В частности, ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрен проектно-сметный метод, который заключается в определении НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ и проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами. В соответствии с ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ проектно-сметный метод может применяться также при определении и обосновании НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Отметим, что из чч. 9, 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в совокупности следует, что применение проектно-сметного метода в случаях, не указанных в этих нормах, неправомерно (аналогичный вывод прямо содержится в письме Минфина России от 26.08.2020 N 24-01-08/74931, письме Минэкономразвития России от 31.12.2015 N Д28и-3902, разъяснениях по вопросу 5 в письме Минэкономразвития России от 17.09.2015 N Д28и-2788, косвенно тот же вывод следует из писем Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2899, от 16.12.2016 N Д28и-3512, от 25.11.2016 N Д28и-3139, от 21.07.2016 N Д28и-1957, от 21.01.2016 N Д28и-89).

Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N 402 (далее - Классификация), работы по уходу за разметкой, нанесению вновь и восстановлению изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки (подп. "б" подп. 4 п. 6 раздела IV Классификации) отнесены к работам по содержанию автомобильных дорог.

Отметим, что применительно к каждой конкретной ситуации решение вопроса о том, являются ли работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог работами, относящимися к работам, связанным с объектом капитального строительства (строительным работам), или являются иными работами, не может быть решен методом правового анализа, а должен быть решен с привлечением специалистов в области строительства. Об этом по сути говорится в письме Минфина России от 26.08.2020 N 24-01-08/74931.

Исходя из представленной в вопросе информации, использование проектно-сметного метода для обоснования НМЦК в рассматриваемом случае неправомерно.

Вместе с тем ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 указанной статьи, заказчик вправе применить иные методы, то есть не предусмотренные ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

Поскольку заказчик намерен использовать для обоснования НМЦК локальный сметный расчет, по нашему мнению, в приведенном в вопросе случае для обоснования НМЦК подлежит применению иной метод. Напомним, что в этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных в ст. 22 Закона N 44-ФЗ методов. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Определение НМЦК, НЦЕ, цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ;
  • Энциклопедия решений. Проектно-сметный метод определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ;
  • Энциклопедия решений. Не предусмотренные законом методы определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира 

Ответ прошел контроль качества 

17 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.