Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Имеются ли у заказчика основания для обращения в суд с заявлением о расторжении контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, в случае, если потребность в услугах в период действия контракта у заказчика отсутствовала, срок действия контракта истек, а исполнитель отказывается от расторжения контракта по соглашению сторон? Расторжения контракта требует Федеральное казначейство, которое отказывается вносить информацию о прекращении контракта в реестр контрактов.

Имеются ли у заказчика основания для обращения в суд с заявлением о расторжении контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, в случае, если потребность в услугах в период действия контракта у заказчика отсутствовала, срок действия контракта истек, а исполнитель отказывается от расторжения контракта по соглашению сторон? Расторжения контракта требует Федеральное казначейство, которое отказывается вносить информацию о прекращении контракта в реестр контрактов.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Приведенные формулировки о сроке действия обязательств по контракту, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации позволяют сделать вывод о прекращении действия этого контракта 31 декабря 2022 года. При указанных обстоятельствах совершать какие-либо дополнительные действия, которые бы свидетельствовали о том, что контракт прекратил свое действие, заказчику не нужно, хотя им может быть согласовано с контрагентом подписание соответствующего документа в свободной форме. 

Обоснование вывода:

Сразу отметим, что ни Гражданским кодексом РФ, ни основывающимся на его нормах Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона)), не установлены общие требования к сроку действия государственных (муниципальных) контрактов. Так, в ответе на вопрос 5 письма Минфина России от 20.08.2018 N 24-03-07/58931 указывается, что заказчик, исходя из своих потребностей, самостоятельно определяет и включает в контракт условие о сроке действия контракта. Контракт, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. В соответствии с п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, что, как правило, предшествует началу исполнения обязательств. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (ни одна норма Закона N 44-ФЗ не запрещает заказчику принимать исполнение по контракту по истечении срока его действия - письма Минэкономразвития РФ от 26.04.2016 N Д28и-1040, от 10.02.2015 N Д28и-175).

Вышеприведенные нормы, на наш взгляд, позволяют сделать вывод о прекращении обязательств сторон по нему по окончании срока действия контракта в случае отсутствия к этому времени неисполненных обязательств по оплате, а также иных обязательств сторон, возникших в ходе исполнения контракта.

Прекративший действие контракт не может быть расторгнут, поскольку расторжение само по себе - способ прекращения обязательств (п. 2 ст. 453 ГК РФ), которые в данном случае уже отсутствуют (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2010 N А33-910/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2012 N Ф08-3213/12 и от 26.05.2010 N А63-18488/2009 (определением ВАС РФ от 01.10.2010 N ВАС-11358/10 отказано в передаче данного постановления для пересмотра в порядке надзора), ФАС Московского округа от 14.02.2013 N Ф05-16497/12 и от 05.12.2012 N Ф05-13506/12, Девятого ААС от 26.04.2021 N 09АП-19454/21).

В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг по контракту невозможно определить, заказчик определяет и обосновывает в соответствии с этой статьей начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта. При этом контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Заметим, что и Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает возможность заключения договора (в том числе оказания услуг), возникновение обязательств по которому обусловлено получением поставщиком заявки от исполнителя (смотрите, например, ст. 327.1, п. 1 ст. 791, п. 1 ст. 794 ГК РФ). Соответственно, при отсутствии заявок заказчика обязательства не возникают.

Кроме того, в данном случае, на наш взгляд, следует учесть особенности исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг, исполнение которых согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ осуществляется по заданию заказчика (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность). Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. При этом обязанность по оплате оказанных услуг (если договором не предусмотрена предварительная или поэтапная оплата услуг) возникает у заказчика после их фактического оказания при условии, что услуги оказаны надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно (ст. 783, п. 1 ст. 711 ГК РФ, п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51).

Из сказанного представляется очевидным, что в случае заключения контракта, объем исполнения по которому определяется заявками заказчика, срок действия такого контракта определяет срок, в течение которого заказчик вправе подавать заявки, вследствие чего возникают предусмотренные контрактом обязательства. Иное означало бы, что контрагент оказывается связан обязательством исполнять поданные заказчиком заявки навечно, что явно противоречит логике и здравому смыслу.

Соответственно, контракт, объем исполнения которого определяется заявками заказчика, даже в случае отсутствия заявок со стороны заказчика и, как следствие, возникновения каких бы то ни было обязательств, прекращает свое действие в день, определяющий этот факт его условиями. Это подтверждается и судебной практикой. Как указывается в постановлении Семнадцатого ААС от 13.09.2022 N 17АП-9434/22 (постановлением АС Уральского округа от 08.12.2022 N Ф09-8215/22 это постановление оставлено без изменения), федеральным законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность расторжения контракта, в том числе по соглашению сторон, в случае, если услуги по контракту с неопределенным объемом оказаны в требуемом объеме и потребность в дальнейшем их исполнении отсутствует. Более того, в соответствии с гражданским законодательством в случае исполнения сторонами такого контракта надлежащим образом и при истечении срока действия указанного контракта отношения по нему должны считаться прекращенными надлежащим исполнением, значит, расторжение такого прекращенного контракта невозможно (ч. 1 ст. 408 ГК РФ).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации контракт следует считать прекратившим свое действие 31 декабря 2022 года, а потому он уже не может быть расторгнут.

В целях информационного обеспечения контрактной системы в соответствии со ст. 103 Закона N 44-ФЗ ведется реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее также - реестр). Документы и информация, содержащиеся в реестре, перечислены в ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 (далее - Постановление N 1084) на основании ч. 6 ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержден приказом Минфина России от 19 июля 2019 г. N 113н.

Названные нормативные акты не содержат указаний в отношении документа, который заказчику следует направить для включения в реестр контрактов для отражения в нем ситуации - прекращение действия контракта без исполнения его сторонами, и следует ли вообще формировать какой-либо документ. По нашему мнению, в такой ситуации заказчик вправе передать соответствующую информацию в любой форме (за официальными разъяснениями по данному вопросу можно обратиться в Минфин России (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, пп. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728)).

В то же время заметим, что заказчик и контрагент не лишены права подписать документ в свободной форме - акт, протокол и т.п. - об исполнении контракта, в котором и зафиксируют исполнение в объеме имевшейся потребности (пусть даже и равной, как в данном случае, нулю), отпадение остающейся ее части и отсутствие претензий друг к другу по этому поводу. Подписание такого документа законом не предусмотрено, но и не запрещено. Его подписание может представляться целесообразным для прекращения правовой неопределенности. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ;
  • Энциклопедия решений. Возможность исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ, предусматривающего твердую цену, не в полном объеме. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий 

Ответ прошел контроль качества 

24 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.