Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Организация "А" заключила муниципальный контракт в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на строительство сооружений биологической очистки, условиями которого предусмотрено казначейское сопровождение. Организация "А" заключила с организацией "Б" договор подряда на выполнение электромонтажных работ в рамках исполнения муниципального контракта. Сумма договора - 9,5 млн рублей. Оплата по договору: аванс - 1,5 млн рублей, оставшаяся часть - по исполнении объема работ. 1. Необходимо ли организации "Б" открывать казначейский счет, или оплата будет происходить по постановлению Правительства РФ от 26.12.2022 N 2438? 2. В случае привлечения организацией "Б" субподрядчиков для выполнения работ по договору подряда, необходимо ли субподрядчикам открывать казначейские счета (оплата субподрядчикам - по исполнении объема работ)?

Организация "А" заключила муниципальный контракт в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на строительство сооружений биологической очистки, условиями которого предусмотрено казначейское сопровождение. Организация "А" заключила с организацией "Б" договор подряда на выполнение электромонтажных работ в рамках исполнения муниципального контракта. Сумма договора - 9,5 млн рублей. Оплата по договору: аванс - 1,5 млн рублей, оставшаяся часть - по исполнении объема работ. 1. Необходимо ли организации "Б" открывать казначейский счет, или оплата будет происходить по постановлению Правительства РФ от 26.12.2022 N 2438? 2. В случае привлечения организацией "Б" субподрядчиков для выполнения работ по договору подряда, необходимо ли субподрядчикам открывать казначейские счета (оплата субподрядчикам - по исполнении объема работ)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В описанной ситуации субподрядчики, независимо от уровня привлечения к исполнению муниципального контракта, будут обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, предназначенные для учета операций лиц, не являющихся участником бюджетного процесса, только в случае заключения договора, содержащего условие о казначейском сопровождении по такому договору.

Обоснование позиции:

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 242.26 БК РФ перечень оснований для казначейского сопровождения средств, предоставляемых из региональных и местных бюджетов, определяется законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) соответственно.

Непосредственно нормы бюджетного законодательства, касающиеся казначейского сопровождения контрактов (в том числе гл. 24.4 БК РФ, Правила казначейского сопровождения средств в случаях (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 N 2106), налагают обязанности только на заказчика в части внесения соответствующих условий в извещение об осуществлении закупки и проект государственного (муниципального) контракта, а другая сторона принимает на себя соответствующие обязательства в рамках гражданско-правовых отношений добровольно, подписывая указанный контракт. В последующем же, в силу принятых головным подрядчиком на себя по такому контракту обязательств, у него возникает обязанность включать аналогичные условия о казначейском сопровождении в договоры (контракты), заключаемые во исполнение государственного (муниципального) контракта.

В свою очередь, у привлеченных им субподрядчиков (соисполнителей) также в силу договора возникает точная такая же обязанность при заключении последующих договоров для исполнения договора с головным исполнителем.

Обрыв цепочки обязанности включать в договор (контракт), заключенный в целях исполнения договора (контракта), заключенного во исполнение государственного (муниципального) контракта, после какого-либо количества таких договоров, заключенных субподрядчиками (соисполнителями) последовательно на каком-либо уровне, законодательством не предусмотрено.

При этом поскольку речь идет о договорных обязательствах, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с их исполнением и прекращением, осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, с учетом специальных требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами, принятыми в развитие этого Закона.

В силу п. 1 ст. 309 ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, в описанной в вопросе ситуации субподрядчики, независимо от уровня привлечения к исполнению муниципального контракта, будут обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, предназначенные для учета операций лиц, не являющихся участником бюджетного процесса, только в случае заключения договора, содержащего условие о казначейском сопровождении расчетов (авансовых платежей) по такому договору. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Вопрос: Должна ли организация открыть лицевой счет в казначействе для расчетов по договору поставки, заключенному между нею и генеральным подрядчиком, заключившим муниципальный контракт? Есть ли возможность получить исполнение по такому договору на расчетный счет в банке? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.)
  • Вопрос: До какого уровня субподрядчиков, которых привлекает организация, являющаяся соисполнителем по государственному контракту с казначейским сопровождением, необходимо включать условия о казначейском сопровождении в договоры? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.)
  • Вопрос: Наша организация "А" является поставщиком по договору, заключенному в рамках исполнения договора субподряда - между покупателем "Б" (субподрядчиком) и подрядчиком по государственному контракту (организация "В"). Авансовые платежи по договору между поставщиком "А" и покупателем "Б" подлежат казначейскому сопровождению, т.е. мы должны открыть счет в ТОФК. Для исполнения договора (производство металлоконструкций) мы должны закупить материалы (металл). Должны ли наши поставщики материалов также открывать лицевые счета в казначействе? (Правовед.RU, сентябрь 2021 г.)
  • Вопрос: Коммерческая организация поставляет материалы другой коммерческой организации, которая является исполнителем государственного контракта, подлежащего казначейскому сопровождению в соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ. Поставки заказчику осуществляются без авансирования, оплата происходит после получения материалов. Договор заключен в пределах 800 тыс. руб. Заказчик требует от организации открытия отдельного счета в органе Федерального казначейства. Организация не имеет такого желания. Может ли заказчик оплатить материал со своего отдельного счета в органе Федерального казначейства на коммерческий счет организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.)
  • Энциклопедия решений. Казначейское сопровождение. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира 

Ответ прошел контроль качества 

6 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.