Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Проводим запрос котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ. Участник (ООО) подал заявку на участие и подписал ее электронной подписью Иванова И.И. Директором и единственным учредителем ООО является Петров П.П. (выписка ЕГРЮЛ). Доверенность к заявке не приложена. Имеет ли право комиссия отклонить данного участника? Каковы основания? Есть ли практика ФАС?

Проводим запрос котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ. Участник (ООО) подал заявку на участие и подписал ее электронной подписью Иванова И.И. Директором и единственным учредителем ООО является Петров П.П. (выписка ЕГРЮЛ). Доверенность к заявке не приложена. Имеет ли право комиссия отклонить данного участника? Каковы основания? Есть ли практика ФАС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В описанной в вопросе ситуации основания для отклонения заявки комиссией по осуществлению закупок отсутствуют. При таких обстоятельствах проверять и вернуть в случае неудовлетворительного результата проверки заявку участка обязан оператор электронной площадки.

Обоснование позиции:
Вначале напомним, что Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, наделяют руководителя юридического лица (иное лицо, действующее от имени юрлица без доверенности) правом определить иных лиц, уполномоченных на осуществление необходимых действий в ЕИС (включая формирование информации и документов, необходимых для регистрации) и (или) на электронной площадке действий от имени юридического лица (подп. "б" п. 5, подп. "а" п. 11 Правил).
Как следует из подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), на стадии рассмотрения заявок и подведения итогов электронного аукциона комиссия по осуществлению закупок принимает решение в отношении каждой заявки на участие в закупке о признании заявки соответствующей извещению об осуществлении закупки либо об отклонении заявки. Основания для отклонения заявок при проведении электронного аукциона перечислены в пп. 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. Указанные нормы содержат исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявок, среди которых отсутствует основание "подача заявки на участие в закупке лицом, которое не является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени участника закупки, а также не имеет доверенности на действия от имени участника закупки".
В свою очередь, в извещении об осуществлении закупки указываются требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - заявка) и инструкция по ее заполнению (п. 11 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должны предоставляться участником закупки в составе заявки, приведены в чч. 1 и 2 ст. 43 Закона N 44-ФЗ. Требовать от участника закупки представления иных информации и документов в составе заявки не допускается (ч. 3 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Доверенность уполномоченного на подачу заявки от имени участника закупки лица в чч. 1 и 2 ст. 43 Закона N 44-ФЗ не поименована.
Таким образом, основания для отклонения заявки в описанной в вопросе ситуации отсутствуют.
В дополнение отметим, что в силу п. 1 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур подать заявку на участие в закупке вправе только зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, специализированной электронной площадке участник закупки путем направления такой заявки в соответствии с законом оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки.
Как следует из п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, после получения заявки оператор должен в течение одного часа проверить эту заявку на наличие оснований для ее возврата участнику. При наличии таких оснований оператор не передает заявку заказчику. Основания для возврата заявки оператором перечислены в п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ. К ним относится в том числе подача заявки с нарушением требований, предусмотренных ч. 1 ст. 5 Закона N 44-ФЗ, т.е. не подписанной усиленной электронной подписью участника закупки (подп. "а" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Подпись - обязательный реквизит любого документа, придающий ему юридическую силу (ст. 160 ГК РФ, ст. 57 ТК РФ, ст. 313 НК РФ, ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 10, ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Электронная подпись является аналогом собственноручной подписи, ее использование допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", далее - Закон N 63-ФЗ). Закон N 63-ФЗ регулирует отношения в области использования ЭП при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, а также во всех случаях, установленных федеральными законами (ст. 1 Закона N 63-ФЗ).
Таким образом, именно оператор электронной площадки обязан проверять и вернуть в случае неудовлетворительного результата проверки заявку участка в случае, если эта заявка подписана не уполномоченным лицом.
Представленный материал является исключительно нашим экспертным мнением. Официальные разъяснения, а также правоприменительная практика, подтверждающие или опровергающие его, в настоящее время отсутствуют.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира

Ответ прошел контроль качества

2 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.