Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В аукционе установлены ограничения по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", данное постановление не "сыграло". Подана всего одна заявка, содержащая предложение товаров, страной происхождения которых являются Китай и Россия. При приемке товара должен ли поставщик предоставить выписки с Минпромторга, форму СТ-1, чтобы подтвердить страну происхождения товара?

В аукционе установлены ограничения по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", данное постановление не "сыграло". Подана всего одна заявка, содержащая предложение товаров, страной происхождения которых являются Китай и Россия.
При приемке товара должен ли поставщик предоставить выписки с Минпромторга, форму СТ-1, чтобы подтвердить страну происхождения товара?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации поставщик не обязан при приемке товаров предоставлять документы, подтверждающие страну их происхождения.

Обоснование вывода:
Механизм отклонения заявок и иные требования постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (далее - Постановление N 617) применяются только при наличии как минимум двух заявок с товарами российского/евразийского/ДНР/ЛНР происхождения, соответствующих документации и требованиям п. 2 Постановления N 617, и заявок с товарами иностранного происхождения (смотрите также письмо Минфина России от 15.06.2020 N 24-05-07/51216).
Если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями допуска, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства, или группы иностранных государств, установленные в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (п. 3 Постановления N 617). При этом при признании закупки конкурентным способом несостоявшейся положения Приказа N 126н не применяются (смотрите подп. "а" п. 2 Приказа N 126н, Вопрос: Может ли быть заменена страна происхождения товара, поставляемого по контракту, заключенному по итогам признания несостоявшейся закупки, в ходе которой применялся Приказ N 126н? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2022 г.)).
То есть формально, в случае отсутствия двух заявок, соответствующих требованиям п. 2 Постановления N 617, равно как и в случае подачи единственной заявки, заказчик вправе приобрести товар иностранного происхождения.
Пунктами 9 и 9.1 Постановления N 617 предусмотрена обязанность представления заказчику при исполнении контракта при передаче товара (результатов работы) документов, подтверждающих страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" соответственно, а в случае отсутствия сведений о товаре в указанных реестрах - сертификат СТ-1, а также сертификат о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики на поставляемый товар.
Очевидно, что в данных нормах речь идет о документальном подтверждении при исполнении контракта информации, продекларированной участником закупки в составе заявки и включенной в контракт: о номере реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, регистрационном номере сертификата СТ-1 или регистрационном номере сертификата, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) ДНР/ЛНР.
В ситуации, когда заявки не отклоняются в соответствии с требованиями Постановления N 617 по причине отсутствия необходимого количества заявок, соответствующих п. 2 Постановления N 617, требования п. 9 и п. 9.1 Постановления N 617 заведомо неисполнимы, например, если осуществляется поставка товара иностранного происхождения. Более того, с момента признания закупки конкурентным способом несостоявшейся, как в данном случае, начинается новая процедура - закупка у единственного контрагента, к которой требования Постановления N 617 не применимы в полном объеме (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 15 июня 2020 г. N 24-05-07/51216).
Таким образом, в данной ситуации заказчик не вправе требовать предоставления документов, подтверждающих страну происхождения товаров (смотрите решение Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2022 г. N 22/44/104/183ГОЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

18 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.