Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Возможно ли заключение контракта по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с государственным региональным центром метрологии на поверку средств измерений, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 N 250?

Возможно ли заключение контракта по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с государственным региональным центром метрологии на поверку средств измерений, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 N 250?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации основания для заключения контракта на основании упомянутой в вопросе нормы отсутствуют. Указанная в вопросе закупка может быть осуществлена у единственного поставщика только при соблюдении установленных законом ограничений либо по итогам проведения конкурентных процедур.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - контрагент, контрагенты) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Из абзаца 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ следует, что закупка у единственного контрагента может проводиться только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить у единственного контрагента закупку работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.
Из формулировки приведенной нормы следует, что исключительность полномочий соответствующих органов (учреждения, предприятия, АО) должна подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами (смотрите также разъяснения в письмах Минфина России от 22.01.2021 N 24-05-06/3615, от 05.11.2020 N 24-05-08/96116, ФАС России от 09.11.2016 N ИА/77244/16). В письме Минэкономразвития РФ от 13.01.2017 N Д28и-225 также отмечено, что из буквального и системного толкования п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ следует, что закупка работ, услуг у такого органа (учреждения, предприятия), как у единственного контрагента, обусловлена невозможностью такой закупки у иных лиц на территории субъекта РФ.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ), поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Ни одно лицо не обладает исключительными полномочиями на осуществление такой поверки. Поэтому заказчик не вправе заключить контракт на оказание соответствующих услуг с лицом, имеющим необходимую аккредитацию, на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письма Минэкономразвития РФ от 20.02.2017 N ОГ-Д28-1786, от 18.01.2016 N Д28и-152, от 16.12.2015 N Д28и-3793, п. 1 письма от 03.06.2015 N Д28И-1467, п. 7 письма от 12.08.2015 N Д28и-2417).
Исключение из общего правила установлено ч. 3 ст. 13 Закона N 102-ФЗ, согласно которой поверка средств измерений, включенных в устанавливаемый Правительством РФ перечень (постановление Правительства РФ от 20.01.2010 N 250), может осуществляться только аккредитованными в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии. Государственные региональные центры метрологии являются подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений учреждениями (бюджетными или автономными), созданными для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации, в частности, для проведения поверки средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а также других средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации (п. 2 ч. 1, ч. 5.1, ч. 6 ст. 21 Закона N 102-ФЗ).
Однако ни Законом N 102-ФЗ, ни иными нормативными актами, регламентирующими деятельность государственных региональных центров метрологии, сфера деятельности указанных центров не ограничивается определенными территориями. Иными словами, региональные центры метрологии вправе оказывать услуги по поверке средств измерений, включенных в вышеупомянутый перечень, на всей территории РФ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации контракт с указанным в вопросе учреждением не может быть заключен по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 12.08.2015 N Д28и-2417)*(1).
Иных оснований, которые позволяли бы заключить указанный в вопросе договор без проведения конкурентных процедур, ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не предусматривает. Поэтому, если цена такого договора превышает ограничения, установленные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, соответствующая закупка может быть осуществлена только по итогам конкурентной процедуры. При этом участником такой закупки может быть только государственный региональный центр метрологии (смотрите постановление Девятнадцатого ААС от 22.02.2018 N 19АП-9191/17). В то же время Закон N 44-ФЗ не требует от участников закупки в любом случае исполнять контракт лично. Соответственно, если это не противоречит условиям закупки, участник закупки вправе привлечь в качестве соисполнителя региональный центр метрологии в целях поверки средств измерений, включенных в соответствующий перечень (смотрите, например, решение УФАС по Воронежской области от 28.03.2019 N 036/06/33-153/2019, решение УФАС по Кемеровской области от 27.11.2018 N 858/З-2018).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Закупка по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика - органа исполнительной власти, подведомственного ему учреждения, унитарного предприятия или АО со 100% госучастием.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Ответ прошел контроль качества

20 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Справедливости ради отметим, что нами обнаружены единичные примеры из судебной и правоприменительной практики, свидетельствующие о возможности подхода, допускающего возможность заключения указанного в вопросе контракта с единственным контрагентом на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите решение Оренбургского областного суда от 08.04.2016 по делу N 21-233/2016, решение УФАС по Омской области от 15.07.2022 N 03-08/42-2022). Вместе с тем в случае возникновения спора окончательно вопрос о правомерности осуществления указанной закупки может решить только суд.