Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Государственный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию коммутационного оборудования, включая его ремонт или иные работы (например, перенос номера), со сроком исполнения один год (с 01.01.2023 по 31.12.2023) предполагает оказание названных услуг ежемесячно (один раз в месяц будет приходить специалист) с ежемесячной же оплатой. Является ли подобное условие об исполнении контракта и оплате условием об этапности исполнения? Следует ли при таком исполнении указывать в контракте 12 этапов? Если да, то как в таком случае предусмотреть штрафы - за каждый этап?

Государственный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию коммутационного оборудования, включая его ремонт или иные работы (например, перенос номера), со сроком исполнения один год (с 01.01.2023 по 31.12.2023) предполагает оказание названных услуг ежемесячно (один раз в месяц будет приходить специалист) с ежемесячной же оплатой.
Является ли подобное условие об исполнении контракта и оплате условием об этапности исполнения? Следует ли при таком исполнении указывать в контракте 12 этапов? Если да, то как в таком случае предусмотреть штрафы - за каждый этап?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условия контракта о ежемесячном оказании услуг, сопровождающимся ежемесячной оплатой этих оказанных услуг, указывают, что данный контракт содержит условие об этапах исполнения. При этом Закон N 44-ФЗ не содержит требования специально выделять в контракте условие о 12 этапах исполнения, называть такие ежемесячные исполнения, приемку, оплату этапами исполнения.
Размер штрафа в данном случае заказчик должен рассчитывать исходя из цены этапа, который будет определяться исходя из размера подлежащей к оплате исполнителю ежемесячной суммы.

Обоснование вывода:
1. До 1 января 2022 года нормативное определение понятия "этап исполнения контракта" отсутствовало: ни Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), ни иные нормативные акты соответствующего определения не содержали (смотрите письмо Минфина России от 22.07.2020 N 24-03-07/63767). Поскольку Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает лишь выделение этапов работ в договорах подряда, строительного подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ), на практике для определения "этапа исполнения контракта" применяли разъяснения п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51, изданные в отношении этапов работ по договору строительного подряда. Из данных разъяснений следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, дающая подрядчику право требовать оплаты принятых работ, только если такие этапы предусмотрены договором (смотрите также ответы на вопросы 18-21 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). В письме Минфина России от 25.10.2021 N 24-06-06/86152 разъясняется, что отдельный этап исполнения контракта подразумевает, что в отношении части обязательства контрагента контрактом устанавливается обязанность заказчика обеспечить приемку определенной части поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с оформлением соответствующего документа о приемке, а также оплатить указанную часть выполненного обязательства по контракту.
В настоящее время п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ определяет отдельный этап исполнения контракта как часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с данным Законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Как видим, в п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ использован уже существующий на практике подход к вопросу об определении этапности с той существенной разницей, что в настоящее время непосредственное определение этапов исполнения контрактов именно как этапов, именование их соответствующим образом в тексте контракта не имеет существенного значения - выделение этапов как таковых определяется существом порождаемых контрактом обязательств, а не употреблением той или иной терминологии (смотрите ст. 431 ГК РФ).
Иными словами, если контракт предполагает приемку заказчиком частичного исполнения и оплату такого исполнения после приемки, следует учитывать это условие как этап исполнения. При этом если возможность приемки части исполнения по контракту, названной "этапом", не предполагает оплату этой части исполнения, такое условие не может расцениваться в качестве такового. В этой связи заметим, что Законом N 44-ФЗ не установлена обязанность заказчика выделять в тексте контракта этапы исполнения, именовать их таким образом даже в тех случаях, когда они фактически будут иметь место при исполнении контракта.
Эта точка зрения согласуется с разъяснениями, данными в письме Минфина России от 12.05.2022 N 24-06-06/43240, согласно которым при заключении контракта без определения точного объема его исполнения (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) поставка товара партиями по заявкам заказчика также может рассматриваться как этап.
Таким образом, условие о ежемесячном оказании услуг, сопровождающимся ежемесячной оплатой этих оказанных услуг, указывает, что в контракте установлено условие об этапном исполнении. При этом Закон N 44-ФЗ не содержит требования специально выделять в контракте условие о 12 этапах исполнения: само по себе указание на ежемесячное оказание услуг (приход специалиста один раз в месяц) и ежемесячную оплату подразумевает условие об этапности исполнения.
2. В соответствии с чч. 6, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения), заказчик направляет контрагенту требование об уплате штрафа. Правила определения размера штрафа (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042. Согласно пункту 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3-9 данных Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, - как процент этапа исполнения контракта.
Иными словами, штраф взыскивается либо в твердой сумме, либо в процентах от цены контракта или этапа, то есть исходя из цены всех предусмотренных контрактом (этапом) обязательств. Учитывая содержащееся в п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ определение этапа исполнения контракта, а также приведенные выше тезисы о формулировке указания в контракте соответствующего условия (о том, что условие об этапах исполнения не обязательно должно быть названо в контракте именно таковым - достаточно определения в контракте периодичности исполнения, приемки и оплаты), размер штрафа заказчик должен рассчитывать исходя из цены этапа (который в рассматриваемом случае определяется исходя из подлежащей к оплате ежемесячной суммы).
В заключение отметим, что нам не удалось обнаружить правоприменительной практики, где бы вопрос определения размера штрафа рассматривался с учетом положений п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ (очевидно, она еще не успела сформироваться после 1 января 2022 года).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Обязан ли заказчик выделять в условиях контракта этапы его исполнения, если предполагается помесячная приемка и оплата либо поставка по заявкам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2022 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

19 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.