Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Относится ли предоставление обеспечения гарантийных обязательств по контракту, заключенному по Закону N 44-ФЗ, к существенным условиям контракта? Если относится, то можно ли по соглашению сторон заключить дополнительное соглашение об исключении из контракта данного требования? Заключаются контракт на строительство ОКС (объект капитального строительства), заключенный в 2020 году, и контракт на капитальный ремонт ОКС, заключенный в 2022 году, также контракт на ремонт ОКС, заключенный в 2022 году.

Относится ли предоставление обеспечения гарантийных обязательств по контракту, заключенному по Закону N 44-ФЗ, к существенным условиям контракта? Если относится, то можно ли по соглашению сторон заключить дополнительное соглашение об исключении из контракта данного требования? Заключаются контракт на строительство ОКС (объект капитального строительства), заключенный в 2020 году, и контракт на капитальный ремонт ОКС, заключенный в 2022 году, также контракт на ремонт ОКС, заключенный в 2022 году.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны вправе заключить дополнительное соглашение об исключении требования обеспечения исполнения гарантийных обязательств из контракта, заключенного до 1 июля 2020 года. Для исключения аналогичного условия из контрактов, предметом которых являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, следует руководствоваться положениями п. 8 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, которые допускают внесение подобных изменений при соблюдении перечисленных в них условий.
Возможность исключения требования обеспечения исполнения гарантийных обязательств из контракта 2022 года, предметом которого строительные работы не являются, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Обоснование позиции:
Общее правило ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) представляет собой запрет на изменение существенных условий контракта при его исполнении, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом (ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ). При этом положений, которые бы ограничивали либо запрещали возможность изменения тех условий контракта, которые не являются существенными, Закон N 44-ФЗ не содержит. Закон N 44-ФЗ непосредственно не определяет понятие "существенные условия контракта". Поскольку законодательство РФ о контрактной системе основывается, в частности, на положениях Гражданского кодекса РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 этого Закона), существенные условия контракта, заключаемого в соответствии с этим Законом, определяются исходя из положений ГК РФ и с учетом требований Закона N 44-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ для гражданско-правового договора существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Незаключенный договор не является основанием возникновения обязательств и не влечет правовых последствий (смотрите также п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 425, п. 2 ст. 432, ст. 433 ГК РФ).
Условия о гарантийных обязательствах, обеспечении гарантийных обязательств не названы в числе обязательных для включения в контракт - ни Закон N 44-ФЗ, ни ГК РФ такого требования не содержат. В силу ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ требование к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости (то есть не в обязательном порядке). Только в случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает, по смыслу нормы - обязательно, в описании объекта закупки требования к гарантийным обязательствам, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно ч. 2.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В таком случае в контракт также включается обязательное условие о порядке и сроке предоставления контрагентом обеспечения гарантийных обязательств (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Иными словами, заказчик вправе и не устанавливать требование обеспечения гарантийных обязательств. Однако, если такое требование в контракт все же включено, установленное вместе с ним условие о порядке и сроке предоставления контрагентом обеспечения гарантийных обязательств в контракте следует считать существенным, поскольку оно названо среди обязательных для включения в контракте в таком случае (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). В свою очередь, Закон N 44-ФЗ, статьи 95 и 112 Закона N 44-ФЗ не содержат отдельного случая, в котором условие о порядке и сроках предоставления обеспечения гарантийных обязательств может быть изменено, исключено.
В этой связи следует отметить, что нормы ч. 2.2 ст. 96, а также п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в актуальной редакции были введены в действие 01.07.2020 Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ, ч. 4 ст. 5 которого устанавливает, что положения ч. 2.2 ст. 96 и п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в новой редакции могут быть распространены по соглашению сторон на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу Закона N 124-ФЗ. Из этого указания следует, что в контракты, заключенные до 01.07.2020, могут быть внесены изменения, связанные с исключением условия о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств (смотрите также письмо Минфина России от 24.07.2020 N 24-03-08/65129, вопрос - Можно ли исключить условие об обеспечении гарантийных обязательств из контракта, заключенного до 1 июля 2020 года? (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.). В то же время из ч. 4 ст. 5 Закона N 124-ФЗ не следует, что условия о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств контрактов, заключенных после 01.07.2020, могут быть исключены по соглашению сторон.
Кроме того, ч. 64.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ (далее - Закон N 104-ФЗ) указывает на то, что до 31.12.2022 заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке. Но Закон N 104-ФЗ не содержит положения, аналогичного ч. 4 ст. 5 Закона N 124-ФЗ, позволяющего сторонам контракта заключить дополнительное соглашение о распространении этого правила на отношения, связанные с исполнением контракта.
Таким образом, на наш взгляд, стороны вправе заключить дополнительное соглашение об исключении требования обеспечения исполнения гарантийных обязательств из контракта, заключенного до 01.07.2020. Во всех остальных случаях следует руководствоваться положениями законодательства о контрактной системе, допускающими подобные изменения с определенными ограничениями.
В отдельную категорию случаев изменения контракта выделяются специально установленные основания для изменения контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительные работы) (пп. 1.3, 8, 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ)*(1). На основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены практически любые условия контрактов строительного подряда при наличии указанных в данной норме оснований. Кроме того изменение существенных условий контракта, предметом которого являются строительство, капитальный ремонт ОКС, допускается в соответствии с ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315. Однако изменение существенных условий согласно подп "а" п. 2 этого Постановления допустимо только по контрактам, заключенным для обеспечения федеральных нужд, с отдельными государственными заказчиками.
Согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется с соблюдением положений чч. 1.3-1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно. Норма ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ не ограничивает круг существенных условий, которые могут изменяться по указанному в ней основанию, то есть формально в соответствии с ней могут быть изменены любые условия контракта, включая условие о порядке и сроке обеспечения гарантийных обязательств. При этом возможность изменения условий контракта на основании упомянутой нормы определяется, во-первых, возникновением не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а во-вторых, принятием решения уполномоченного государственного (муниципального) органа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

5 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Кроме этого, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (далее - Постановление N 680) установлены порядок и случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Однако среди перечисленных существенных условий в п. 1 Постановления N 680, в отношении которых допускаются изменения, обеспечение исполнения гарантийных обязательств не названо.