Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Кто может быть назначен на должность начальника отдела закупок?

Кто может быть назначен на должность начальника отдела закупок?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На должность начальника отдела закупок может быть назначен любой работник из числа работников заказчика, имеющий высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что законодательство не содержит каких-либо требований к наименованию должностей работников, чья деятельность связана с осуществлением закупок. Работодатель вправе самостоятельно определить наименование такой должности.
Из чч. 1, 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ следует, что для управления закупками заказчиком в любом случае обязательно либо назначается одно конкретное должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий)*(1), или создается контрактная служба.
Создание контрактной службы обязательно, если совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 млн руб., в ином случае создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего осуществляется по выбору заказчика. При этом, как следует из ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Такое Типовое положение (регламент) о контрактной службе утверждено приказом Минфина России от 31.07.2020 N 158н (далее - Типовое положение).
В соответствии с п. 2.3 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минфина России от 31.07.2020 N 158, контрактную службу вправе возглавлять любое лицо, назначаемое приказом руководителя заказчика.
Конкретный порядок определения лиц, входящих в состав контрактной службы, и распределения между ними соответствующих полномочий не регламентирован законом, соответственно, этот вопрос решается заказчиком (работодателем) самостоятельно.
Так, например, в соответствии с п. 2.3 приказа Министерства транспорта РФ от 13.04.2021 N 128 "О контрактной службе Министерства транспорта Российской Федерации" контрактную службу возглавляет заместитель директора Административного департамента Министерства транспорта Российской Федерации, который является руководителем контрактной службы. Также согласно п. 1.3.1 приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.02.2020 N ВБ-107фс "О контрактной службе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта" контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы, являющийся заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Как контрактным управляющим, так и работником контрактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (смотрите чч. 1-3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, сноску 3 к п. 2.1, п. 2.3 Типового положения.
Независимо от выбранного работодателем способа оформления отношений с работниками контрактной службы, контрактными управляющими, работодателю необходимо обеспечить соответствие квалификации таких работников нормативным требованиям. Так, согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 23.09.2013 N Д28и-1070)*(2).
Кроме того, в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Приказами Минтруда России от 10.09.2015 N 625н и N 626н утверждены профессиональные стандарты "Эксперт в сфере закупок" и "Специалист в сфере закупок", квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок (далее - Стандарты, Стандарт N 625н, Стандарт N 626н).
Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный ст. 9 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в части требований к квалификации, установленных ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, данные профессиональные стандарты обязательны к применению. Следует отметить, что указанные Стандарты зачастую устанавливают более жесткие требования к квалификации работников, чем те, что предусмотрены приведенной нормой Закона N 44-ФЗ. Так, например, из п. 3.3 раздела III "Характеристика обобщенных трудовых функций" Стандарта N 625н следует, что к работникам, выполняющим обязанности руководителя подразделения, руководителя контрактной службы, предъявляются требования к опыту работы (не менее четырех лет в сфере закупок). Данные требования в силу ст. 195.3 ТК РФ носят рекомендательный характер для работодателя, поскольку Закон N 44-ФЗ их не устанавливает. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минэкономразвития России от 27.06.2016 N Д28и-1744.
В отличие от Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающего создание контрактной службы (назначение контрактного управляющего - ст. 38), формирование закупочной комиссии для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 39), положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не содержат требований о создании лицами, осуществляющими закупки в соответствии с указанным законом, каких-либо специальных подразделений или комиссий, занимающихся осуществлением закупок, или о назначении специальных должностных лиц, осуществляющих сопровождение закупок. Соответственно, отсутствуют в Законе N 223-ФЗ и нормы, определяющие квалификационные требования к таким лицам, членам таких подразделений или комиссий.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что на должность начальника отдела закупок может быть назначен любой работник из числа работников заказчика, имеющий высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Ответ прошел контроль качества

15 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) По мнению Минэкономразвития России, высказанному в ответе на вопрос 2 в приложении к письму от 30.09.2014 N Д28И-1889, в случае необходимости заказчик также имеет право назначить нескольких контрактных управляющих с возложением на каждого из них определенных функций и полномочий.
*(2) Ни положения Закона N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты не устанавливают, что под упомянутым в ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ высшим образованием понимается именно профильное образование в сфере закупок. Поэтому для соответствия требованию, предусмотренному указанной нормой, работнику контрактной службы (контрактному управляющему) достаточно иметь высшее образование любого профиля. Изложенное подтверждается, например, в письме Минфина России от 18.05.2020 N 24-01-08/40686, письме Минфина России от 30.06.2020 N 24-01-06/56155, письме Минфина России от 10.02.2020 N 24-01-08/8374.