Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Организация проводит обоснование начальной максимальной цены контракта для проведения электронного аукциона в рамках Федерального закона от 05.04.2022 N 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен. Не во всех случаях заказчик получает ответы на запросы коммерческих предложений. В некоторых случаях для обоснования НМЦК проще, быстрее использовать информацию о стоимости товаров из интернет-ресурсов - интернет-магазинов или сайтов магазинов, где есть общедоступная информация о стоимости данного товара на сегодняшний день (например, для закупки канцтоваров). Вправе ли заказчик использовать скриншот с информацией о стоимости товара для обоснования НМЦК?

Организация проводит обоснование начальной максимальной цены контракта для проведения электронного аукциона в рамках Федерального закона от 05.04.2022 N 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен. Не во всех случаях заказчик получает ответы на запросы коммерческих предложений. В некоторых случаях для обоснования НМЦК проще, быстрее использовать информацию о стоимости товаров из интернет-ресурсов - интернет-магазинов или сайтов магазинов, где есть общедоступная информация о стоимости данного товара на сегодняшний день (например, для закупки канцтоваров). Вправе ли заказчик использовать скриншот с информацией о стоимости товара для обоснования НМЦК?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Информация с сайта продавца, в том числе в виде снимка экрана - скриншота, может быть использована для обоснования НМЦК.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой части. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка, далее - СРЦ) является приоритетным (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) и заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
На основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Рекомендации), которые, впрочем, не имеют обязательной силы*(1), но лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Рекомендаций), применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Рекомендаций). Метод СРЦ должен применяться с учетом раздела III Рекомендаций. Так, в целях получения ценовой информации для определения НМЦК заказчику рекомендуется осуществить несколько перечисленных в п. 3.7 Рекомендаций процедур, включая, в первую очередь, направление запросов о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (пп. 3.7.1 Рекомендаций). В соответствии с п. 3.19 Рекомендаций в целях определения НМЦК методом СРЦ рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными контрагентами.
В силу ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода СРЦ может использоваться в том числе общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, источники которой перечислены в части 18 той же статьи и не только*(2), в числе которой - информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами (п. 2)*(3).
Соответственно, для обоснования НМЦК с использованием метода СРЦ заказчик может использовать информацию, содержащуюся в рекламе или предложениях, размещенных на сайтах продавцов, производителей товаров. При этом, как следует из п. 2.1 Рекомендаций, фиксировать информацию о ценах товаров, работ, услуг заказчик может с помощью снимков экрана (скриншотов), содержащих изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования.
Таким образом, информация с сайта продавца товара, в том числе в виде снимка экрана - скриншота, может быть использована для обоснования НМЦК (смотрите аналогичный вывод в письме Минфина России от 08.12.2017 N 24-01-07/82071). Правомерность использования заказчиком интернет-ресурсов (сайтов) как источника информации о ценах товаров, работ, услуг при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) подтверждает судебная практика (постановление АС Волго-Вятского округа от 11.01.2017. N Ф01-5888/16). При этом следует учитывать, что представленная в скриншотах информация, используемая для определения НМЦК, должна быть сопоставима с условиями осуществляемой закупки - на это обстоятельство указано в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2020 N Ф02-36/20.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определения НМЦК по Закону.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

16 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также письма Минэкономразвития России от 13.07.2015 N Д28и-2094, от 18.12.2015 N Д28и-3771, от 12.01.2016 N Д28и-60.
*(2) Перечень информации, приведенный в ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, не является закрытым, поскольку п. 8 этой нормы содержит указание на "иные источники информации". Ни Закон N 44-ФЗ, ни Рекомендации не ограничивают перечень источников, которые могут использоваться в целях применения метода сопоставимых рыночных цен.
*(3) Публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).