Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Учреждение провело электронный аукцион на проведение ремонта отмостки здания. Контракт заключен. Подрядчик, ссылаясь на экономическую ситуацию и удорожание материалов, просит увеличить цену контракта. Имеет ли право учреждение увеличить цену контракта?

Учреждение провело электронный аукцион на проведение ремонта отмостки здания. Контракт заключен. Подрядчик, ссылаясь на экономическую ситуацию и удорожание материалов, просит увеличить цену контракта. Имеет ли право учреждение увеличить цену контракта?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Само по себе изменение экономической ситуации, цен на используемые подрядчиком материалы не свидетельствует о возникновении обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ) или о существенном изменении обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).
Правомерность увеличения цены контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ представляется нам сомнительной. Однако практика применения указанной нормы на сегодняшний день не сформировалась.
Если уполномоченным государственным органом по результатам обращения заказчика не будет принято решение об изменении цены контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, соответствующий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, после чего заказчик вправе осуществить новую закупку.

Обоснование позиции:
По общему правилу, предусмотренному ст. 309, 310 ГК РФ, на нормах которого основывается Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, смотрите ч. 1 ст. 2 этого Закона), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ). В соответствии с пп. 1, 4, 6 ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения; цена работы может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение, причем закон не указывает на необходимость выделения этих составляющих.
Из приведенных норм следует, что заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы в соответствии с установленной контрактом ценой (сметой). Ни одна из приведенных норм не позволяет в одностороннем порядке изменить цену контракта или уплатить исполнителю иную сумму за фактически выполненные работы по сравнению с предусмотренной контрактом ценой в зависимости от фактических расходов подрядчика (смотрите постановление Двенадцатого ААС от 10.03.2022 N 12АП-1724/22 по делу N А12-25855/2021).
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в определенных случаях указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом*(1). Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия". Отметим, что соответствующие нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ не рассчитаны на возникновение форс-мажора и на случаи существенного изменения обстоятельств (смотрите ст. 451 ГК РФ)*(2).
Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ, вступившим в силу с 08.03.2022, ст. 112 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 65.1. Согласно этой норме по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.
Как видно из приведенной нормы, она не ограничивает круг существенных условий, которые могут изменяться по указанному в ней основанию. Это означает, что формально в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены любые условия контракта, включая условия о цене. При этом возможность изменения условий контракта на основании упомянутой нормы определяется, во-первых, возникновением не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а во-вторых, принятием решения уполномоченного государственного (муниципального) органа. Отметим, что в письме Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697, в частности, разъяснено, что обстоятельства непреодолимой силы являются одним из обстоятельств, указанных в ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
Оценить, действительно ли те или иные обстоятельства, которые, по мнению сторон, делают невозможным исполнение обязательства, являются чрезвычайными, непредотвратимыми и препятствующими исполнению контракта, можно лишь с учетом конкретных условий. Контрагент как заинтересованное лицо должен обосновать невозможность выполнения предусмотренного контрактом обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, опираясь на содержание контракта и характер обязательства. Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на должнике (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).
Мы полагаем, что в целях обоснования невозможности исполнения обязательств по контракту контрагент может представить любые заслуживающие, по его мнению, внимания аргументы. В частности, контрагент может обратиться в Торгово-промышленную палату РФ за сертификатом о форс-мажоре. Такие сертификаты выдаются в зависимости от обстоятельств при свидетельствовании наступления указанных обстоятельств (п. 3 ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", п. 2.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 г. N 173-14)) или уполномоченными ТПП РФ на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, где наступили соответствующие обстоятельства (пункты 1.2, 1.5 Положения, утвержденного Постановлением Совета ТПП России от 24.06.2021 N 7-2).
Однако нужно учитывать, что в судебной практике на сегодняшний день выработан подход, согласно которому колебания курса валют и цен на товары не могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, исключающие возможность исполнения обязательства. На это указано и в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), принятого постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 N 173-14 (смотрите также, например, постановление АС Московского округа от 03.08.2017 N Ф05-9562/2017 по делу N А40-129109/2016). Такого рода изменения обстоятельств рассматриваются в судебной практике как предпринимательский риск. Существенное увеличение цены товара (работ, услуг) по сравнению с ценой, указанной в контракте, свидетельствует не о невозможности исполнения предусмотренного контрактом обязательства, а лишь об утрате контрагентом экономической заинтересованности в исполнении контракта. Поэтому указанное обстоятельство, как нам представляется, не может быть поводом для обращения заказчика в соответствующий орган с просьбой принять решение об увеличении цены контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. С учетом вышеизложенного правомерность изменения по указанному основанию именно условия контракта о цене представляется нам сомнительной.
Разумеется, заказчик вправе, представив соответствующее обоснование, обратиться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с просьбой разрешить изменить существенные условия контракта (о сроке и порядке оплаты, о сроке исполнения, о цене и др) на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Если такое решение указанным органом не будет принято, контрагент обязан будет исполнить контракт на изначально согласованных условиях. При неисполнении контрагентом предусмотренных контрактом обязательств заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта или, если это предусмотрено контрактом, отказаться от исполнения контракта и направить информацию о контрагенте для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Если, учитывая конкретные обстоятельства, такой вариант развития событий заказчика не устраивает и при этом имеются основания полагать, что на изначально согласованных условиях контракт не будет исполнен, единственным вариантом решения описанной в вопросе проблемы нам представляется расторжение контракта и последующее осуществление новой закупки. Напомним, что стороны вправе в любой момент расторгнуть контракт по обоюдному соглашению без каких-либо дополнительных оснований. Такая возможность предусмотрена ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите в связи с этим материал: Энциклопедия решений. Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Ответ прошел контроль качества

22 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ. Однако в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ стороны вправе изменить цену контракта только по основаниям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.
*(2) Смотрите также материалы: Энциклопедия решений. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) и последствия их наступления; Энциклопедия решений. Изменение и расторжение гражданско-правового договора в связи с существенным изменением обстоятельств.