Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Обязательно ли при заключении контракта с единственным поставщиком по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки при указании товарного знака использовать слова "или эквивалент"?

Обязательно ли при заключении контракта с единственным поставщиком по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки при указании товарного знака использовать слова "или эквивалент"?

Согласно ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), заказчик в случаях, предусмотренных данным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, установленными ч. 1 данной статьи, в частности, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков (далее - ТЗ), знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на ТЗ при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие ТЗ, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как видим, из указанной нормы следует, что правила о невключении ТЗ в описание объекта закупки и о сопровождении указания ТЗ словами "или эквивалент" должны соблюдаться заказчиком при описании объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. И данные правила установлены с целью недопущения ограничение количества участников закупки.
Так, например, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) извещение об осуществлении закупки не требуется (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Положениями ст. 93 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность заказчика осуществлять описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ. При этом необходимо учитывать, что в отсутствие обязанности размещения извещения об осуществлении закупки закупка у единственного поставщика начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта, то есть такая закупка не предполагает возможности предложения участником эквивалентных товаров. А включение в контракт указания ТЗ с сопровождением словами "или эквивалент", на наш взгляд, может свидетельствовать о несогласованности условия о наименовании товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ)*(1).
Таким образом, так как по общему правилу осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не предполагает подачи заявок участниками закупки и контракт заключается с единственным контрагентом, определенным заказчиком, само по себе сопровождение ТЗ словами "или эквивалент" на стадии согласования заключения контракта ввиду отсутствия конкуренции лишено всякого смысла.
В связи с этим отметим, что в определенных случаях, осуществляя закупку у единственного контрагента, заказчик размещает в информационных системах, на электронных площадках информацию о закупке (извещение), содержащую описание объекта закупки, с целью выбора контрагента. Речь идет о закупках малого объема, с использованием электронных магазинов, а также осуществлении закупки на основании ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на электронной площадке.
Необходимо учитывать, что порядок осуществления закупок с использованием электронных магазинов, электронных ресурсов закупки малого объема и пр. Законом N 44-ФЗ не урегулирован. Соответствующий порядок определяется нормативными актами, принятыми уполномоченными органами, а также регламентом работы электронных магазинов.
Как показывает практика, такими нормативными актами определятся в том числе порядок описания объекта закупки с использованием товарных знаков. Так, например, в некоторых случаях допускается указание при описании объекта закупки сведений о возможности поставки эквивалентного товара (в случае, если описание объекта закупки содержит указание на товарный знак и заказчик допускает поставку эквивалентного товара) (смотрите п. 4.8 Положения об осуществлении закупок малого объема с использованием электронного ресурса "Закупки малого объема Республики Коми", утвержденного постановление Правительства Республики Коми от 11 января 2019 г. N 1). В других допускается исключительно указание при описании объекта закупки конкретной модели или товарного знака (п. 6.2 постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 17 мая 2021 г. N 507 "Об автоматизации закупок малого объема").
Таким образом, при осуществлении закупок малого объема (п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) с использованием электронного магазина при описании объекта закупки необходимо учитывать требования нормативных актов/регламентов, которыми установлены требования к осуществлению таких закупок.
Общий порядок осуществления закупок на основании ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ регламентирован данной частью. Так, согласно подп. "в" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки, размещаемом в ЕИС, указывается, в частности, наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Требования об описании объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ, равно как и ссылок на п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не содержит. При этом, как следует из подп. "в" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, наименование товара указывается заказчиком в извещении в соответствии с КТРУ, что не предполагает использование в наименовании товара товарных знаков. Поэтому не исключаем, что подобное формирование объекта закупки будет признано неправомерным, либо реализация на практике такой закупки затруднительна. К сожалению, нормативных актов, официальных разъяснений и правоприменительной практики по вопросу о допустимости указания товарных знаков при осуществлении закупок на основании ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

7 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В связи с этим напомним, что согласно ст. 432 ГК РФ, а также п. 1 ст. 454, п. 3 ст. 455, п. 2 ст. 465 ГК РФ, на нормах которого основывается в том числе Закон N 44-ФЗ, существенным условием договора поставки признается его предмет, которое считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.