Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Обязан ли заказчик в 2022 году обосновывать расчет цены контракта, который заключен на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если сумма закупки до 600 тыс. руб., закупка осуществлялась не в электронной форме?

Обязан ли заказчик в 2022 году обосновывать расчет цены контракта, который заключен на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если сумма закупки до 600 тыс. руб., закупка осуществлялась не в электронной форме?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2022 года при осуществлении упомянутых в вопросе закупок заказчик обязан руководствоваться правилами Закона N 44-ФЗ об определении цены контракта. Включать в контракт обоснование цены, как и ранее, не нужно.

Обоснование вывода:
Действующие редакции пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) за рядом исключений и при соблюдении определенных условий допускают закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по выбору заказчика, без дополнительных оснований в зависимости только от суммы закупки - 600 тыс. руб. С 1 апреля 2021 года положения упомянутых пунктов допускают также возможность закупки товара на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если такая закупка осуществляется в электронной форме. В соответствии с первым абзацем ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка товара в случаях, предусмотренных пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую 3 млн руб.
Согласно ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом в случаях, перечисленных в этой части, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с Законом N 44-ФЗ и включает в контракт обоснование цены контракта.
Из приведенной формулировки следует, что заказчик определяет цену любого контракта, заключаемого с единственным контрагентом, в соответствии с правилами, установленными Законом N 44-ФЗ, в том числе с применением методов, предусмотренных ст. 22 этого закона*(1), и лишь в отношении закупок, поименованных в ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик обосновывает цену контракта и включает в контракт обоснование цены контракта (смотрите письмо Минфина России от 2 ноября 2021 г. N 24-06-08/88987). Закупки, предусмотренные пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в этой норме не упомянуты, поэтому при их осуществлении включать в контракт обоснование цены не требуется.

Рекомендуем также ознакомиться с матриалами:
- Энциклопедия решений. Определение и обоснование цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ;
- письмо Минфина России от 14 февраля 2022 г. N 24-06-08/9965.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

9 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Напомним, что цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом, определяется и обосновывается заказчиком посредством применения методов, перечисленных в ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Заказчик в целях определения цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, вправе использовать информацию, полученную разными способами из любых источников, указанных в ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (смотрите письма Минфина России от 12.05.2020 N 24-01-08/37906, от 02.11.2020 N 24-01-08/95232, от 12.12.2017 N 24-01-09/82766, Минэкономразвития России от 03.10.2016 N Д28и-2581, от 28.07.2016 N Д28и-1904, от 20.11.2015 N Д28и-3515). В случае невозможности применения для определения цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование цены контракта заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов (ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). При этом очевидно, что определение цены контракта должно осуществляться до его заключения. Здесь же отметим, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ) в том числе в отношении определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Поэтому при осуществлении закупки у единственного контрагента на основании пп. 4-5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ после 1 января 2022 года целесообразно сохранять материалы и сведения, используемые заказчиком в целях определения цены контракта одним из указанных в ст. 22 Закона N 44-ФЗ способов для представления соответствующим органам финансового контроля.