Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Заказчик планирует провести аукцион на оказание услуг по проведению санитарно-эпидемиологических исследований при осуществлении производственного контроля. Ввиду отдаленности нахождения заказчик самостоятельно забирает пробы воды и отвозит их в ближайший город (Петропавловск-Камчатский). Для того, чтобы на аукцион не выходили участники с материка (заказчик не может отвозить туда пробы), заказчик планирует включить в контракте условие о том, что санитарно-эпидемиологические исследования проводятся по месту нахождения исполнителя - в пределах Камчатского края. Следует ли обосновывать это условие? Вправе ли заказчик ограничить территорию оказания услуг?

Заказчик планирует провести аукцион на оказание услуг по проведению санитарно-эпидемиологических исследований при осуществлении производственного контроля. Ввиду отдаленности нахождения заказчик самостоятельно забирает пробы воды и отвозит их в ближайший город (Петропавловск-Камчатский). Для того, чтобы на аукцион не выходили участники с материка (заказчик не может отвозить туда пробы), заказчик планирует включить в контракте условие о том, что санитарно-эпидемиологические исследования проводятся по месту нахождения исполнителя - в пределах Камчатского края. Следует ли обосновывать это условие? Вправе ли заказчик ограничить территорию оказания услуг?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе определить в контракте условие о необходимом ему месте оказания услуг, в том числе ограничить место оказания услуг конкретным городом. При этом требования об определенном месте нахождения участника закупки заказчик предъявлять не вправе.

Обоснование вывода:
В силу п. 1, п. 7 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 этого Федерального закона, а также в том числе информацию о месте выполнения работы или оказания услуги. При этом из положений Закона N 44-ФЗ (в частности из чч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона) следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям. Представители уполномоченных государственных органов и судьи неоднократно подчеркивали, что заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства (смотрите, например, письмо Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16).
В то же время в соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена этим Законом. Кроме того, ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ запрещает предъявлять к участникам закупок требования в нарушение требований этого Закона. При этом ст. 31 Закона N 44-ФЗ, определяющая единые требования к участникам закупки, не предоставляет заказчику права установить требование об определенном "месте нахождения" участника закупки*(1).
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, к числу основных принципов контрактной системы относится принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Судом указано, что возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в извещение о закупке, контракт требований к месту оказания услуг, которые являются значимыми для заказчика, а также требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам.
В Письме от 20.02.2017 N Д28и-699 Минэкономразвития России разъяснил, что заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования) в километрах. При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции (смотрите аналогичную позицию в письме Минэкономразвития РФ от 31.10.2016 N Д28и-2832). В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.02.2020 N Ф05-25251/19 суд подтвердил, что заказчик вправе при формировании конкурсной документации включить туда характеристики объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, а также право заказчика в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров закупки и характеристик, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Подтверждена правомерность вывода о том, что в данном случае заказчик исходил из необходимости обеспечения государственных нужд, во исполнение которых он организовывает и проводит процедуру закупки. В постановлении Седьмого ААС от 16.10.2018 N 07АП-8116/18 (оставлено без изменения постановлением АС Западно-Сибирского округа от 14.02.2019 N Ф04-6976/18) подтверждено право заказчика территориально ограничивать удаленность места оказания услуг.
Таким образом, Заказчик вправе определить в контракте место оказания услуг. При этом предъявление к участникам закупки требования о месте его нахождения (подтверждения места нахождения) на определенной территории неправомерно.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Правомерность включения требования о территориальной удаленности аварийных служб в закупочную документацию (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.);
- Вопрос: Как при закупке услуг по техническому обслуживанию автомобилей указать в документации о закупке место оказания услуг? Можно ли сузить границы места оказания услуг, например, указав конкретный адрес или улицу, на которой находится заказчик? (журнал "Вестник Института госзакупок", N 5, май 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

24 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В отношении индивидуального предпринимателя, физического лица закон не содержит указания на определение места его нахождения, но - регистрация по месту жительства (подп. "д" п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, п. 1 ст. 20 ГК РФ).