Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В 2021 году, до внесения изменений в постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, был заключен контракт на поставку мебели. Производитель мебели на момент заключения контракта был включен в реестр российских производителей сроком на год. Поскольку спустя несколько месяцев данный производитель перестал производить мебель, в контракт внесли изменения в отношении производителя и заменили его на другое лицо - индивидуального предпринимателя. Несмотря на то, что новый производитель является российским, в реестре российских товаров информации о производимой им мебели нет. Какие документы должен представить поставщик в данном случае при поставке? Можно ли представить обычный сертификат (СТ-1 отсутствует)?

В 2021 году, до внесения изменений в постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, был заключен контракт на поставку мебели. Производитель мебели на момент заключения контракта был включен в реестр российских производителей сроком на год. Поскольку спустя несколько месяцев данный производитель перестал производить мебель, в контракт внесли изменения в отношении производителя и заменили его на другое лицо - индивидуального предпринимателя. Несмотря на то, что новый производитель является российским, в реестре российских товаров информации о производимой им мебели нет. Какие документы должен представить поставщик в данном случае при поставке? Можно ли представить обычный сертификат (СТ-1 отсутствует)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По контракту на поставку мебели, заключенному 25.11.2021 и позднее, для подтверждения страны происхождения товара поставщик должен предъявить сертификат СТ-1. Специальных требований к документу, подтверждающему страну происхождения товара (мебели) по контракту, заключенному до указанной даты, ни Постановление N 616, ни Закон N 44-ФЗ не предъявляют.

Обоснование вывода:
Так, с 25 ноября 2021 года в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 20.11.2021 N 1989 (далее - постановление N 1989) в постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616), последний был дополнен, в частности, новым пунктом 10.3, регламентирующим обязанность контрагента (поставщика, подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта при передаче товара (результатов работы) представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара. Здесь же отметим, что в п. 10.3 постановления N 616 речь идет исключительно о документах, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719, постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 соответственно.
Так, например, если объектом закупки является продукция, которая включена в приложение к Постановлению N 719 (как в рассматриваемом случае - мебель), в силу подп. "в" п. 1, п. 1.3 этого документа подтверждением страны происхождения товара (продукции) является исключительно сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника соглашения по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009.
При этом, в силу прямого указания п. 2 Постановления N 1989 положения постановления N 616 в измененной им редакции не применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС, приглашения принять участие в которых направлены до 25.11.2021, в том числе к контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками до указанной даты. Соответственно, и положения пункта 10.3 к контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, до 25.11.2021, не применяются.
Постановление N 616 в редакции - до внесения изменений Постановлением N 1989 содержало дополнительные требование о подтверждении использования при производстве ряда промышленных товаров, и (или) выполнения работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация и (или) государство - член Евразийского экономического союза (пп. 5 и 10 Постановления N 616 в предыдущей редакции).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Кто может являться заявителем при получении заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ и сертификата о происхождении товаров формы СТ-1? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)
- Энциклопедия решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг;
- Энциклопедия решений. Передача относящихся к товару принадлежностей и документов;
- Вопрос: В ходе проведения закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ с установлением условий допуска товаров в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н победитель продекларировал, что страной происхождения товара является Россия. В ходе приемки в сопроводительных документах (сертификате соответствия ЕАЭС) и на упаковке товара указано место нахождения изготовителя - Китай. Является ли в данном случае товар иностранным? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

18 января 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.