Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Муниципальный контракт на реконструкцию узла водозаборных сооружений на сумму 5 369 150,00 рублей заключен 9 марта 2021 года. Работы разбиты на пять этапов. Конечный срок выполнения работ - 09.07.2021. В ходе исполнения контракта заключено четыре дополнительных соглашения об уменьшении цены контракта: N 1 от 12.05.2021 - 5 736 430,00 рублей, N 2 от 18.06.2021 - 5 675 660,00 рублей, N 3 от 13.08.2021 - 5 202 400,00 рублей, N 4 от 19.11.2021 - 5 137 542,00 рублей (итоговая цена контракта). Подрядчик в ходе выполнения работ предоставил акты выполненных работ от 12.05.2021, 21.06.2021, 16.08.2021, 17.11.2021, 22.11.2021. Пени поэтапно не начислялись. От какой цены следует начислять пени? Нужно ли в такой ситуации уменьшать сумму пени на объем исполненного по контракту за пределами срока исполнения (после 09.07.2021)?

Муниципальный контракт на реконструкцию узла водозаборных сооружений на сумму 5 369 150,00 рублей заключен 9 марта 2021 года. Работы разбиты на пять этапов. Конечный срок выполнения работ - 09.07.2021. В ходе исполнения контракта заключено четыре дополнительных соглашения об уменьшении цены контракта: N 1 от 12.05.2021 - 5 736 430,00 рублей, N 2 от 18.06.2021 - 5 675 660,00 рублей, N 3 от 13.08.2021 - 5 202 400,00 рублей, N 4 от 19.11.2021 - 5 137 542,00 рублей (итоговая цена контракта). Подрядчик в ходе выполнения работ предоставил акты выполненных работ от 12.05.2021, 21.06.2021, 16.08.2021, 17.11.2021, 22.11.2021. Пени поэтапно не начислялись. От какой цены следует начислять пени? Нужно ли в такой ситуации уменьшать сумму пени на объем исполненного по контракту за пределами срока исполнения (после 09.07.2021)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации, на наш взгляд, правомерным является расчет пени от цены контракта, установленной последним дополнительным соглашением. При расчете пени подлежит учету стоимость фактически выполненных и принятых работ независимо от периода исполнения обязательств по контракту.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени. Поскольку контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, является гражданско-правовым договором (п. 8 и 8.1 ч. 1 ст. 3 этого Закона), при расчете пени необходимо учитывать также положения Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основывается законодательство о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).
По смыслу ст. 423, 1102 ГК РФ обязательственные правоотношения, регулируемые гражданским законодательством, основаны на принципах возмездности и эквивалентности, недопустимости неосновательного обогащения (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 N 13966/09). Неустойка (штраф, пеня) является одним из способов обеспечения исполнения обязательств и представляет собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Как следует из п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойка как мера гражданско-правовой ответственности имеет компенсационный характер: она призвана компенсировать кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства должником. При этом согласно разъяснению, приведенному в п. 65 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7, день фактического исполнения нарушенного обязательства включается в период расчета неустойки.
Отсюда следует, что пеня по контракту, которым предусмотрены этапы его исполнения, должна определяться как сумма пеней, начисленных за каждый период просрочки исполнения обязательств по каждому этапу. Во всяком случае это касается расчета пеней в пределах срока исполнения обязательств, изначально установленных контрактом.
Учитывая вышеприведенную формулировку ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, которая прямо предусматривает, что при начислении пени не учитывается сумма, пропорциональная объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных контрагентом, на наш взгляд, в приведенной ситуации правомерным является порядок расчета пени применительно к каждому периоду просрочки, то есть учитывающий размер фактически исполненных обязательств по каждому этапу.
Расчет пени в случаях выполнения подрядчиком работ по истечении срока исполнения обязательств по контракту, равно как и при изменении цены контракта и (или) цен отдельных этапов его исполнения, к сожалению, законодательством не урегулирован. Официальных разъяснений или материалов правоприменительно практики, разрешавших бы данный вопрос, нам обнаружить не удалось.
В силу пп. 1, 3 ст. 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде, при этом обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.
Безусловно, после окончания срока выполнения последнего этапа при условии применения единой ставки начисления пени фактически будет начисляться единая пеня на всю сумму выполненных с просрочкой обязательств, что в условиях просрочки выполнения всех обязательств будет означать - на всю цену контракта. Исходя из этого, по завершении выполнения работ, на наш взгляд, в приведенной в вопросе практической ситуации пеня может быть рассчитана только от цены контракта, согласованной сторонами в последнем дополнительном соглашении, а именно, применительно к рассматриваемой ситуации, - от суммы 5 137 542, 00 рублей.
Однако формально расчет пени путем умножения ставки на цену контракта при условии выделения в этом контракте этапов будет противоречить буквальным указаниям закона и по этой причине может быть отвергнут судом, если заказчику придется взыскивать пени в судебном порядке.
Приведем условный пример расчета пеней за просрочку выполнения работ.
Цена контракта 5 137 542, 00 рублей. Подрядчик до 09.07.2021 обязан выполнить весь объем работ, но, нарушив сроки, выполнил часть работ в пределах установленного контрактом срока (на общую сумму 1 500 000 рублей), а оставшуюся часть работ: на сумму 2 900 000 рублей выполнил 16.08.2021, на сумму 37 542 - 17.11.2021, на сумму 700 000 рублей - 22.11.2021.
Расчет пеней производится по формуле:
П = (Ц - В) х 1/300 с.р. х ДП, где:
П - размер пеней,
Ц - цена контракта,
В - сумма пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком,
1/300 с.р. - 1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки) на дату уплаты пеней,
ДП - количество дней просрочки.
С 25.10.2021 ключевая ставка составляет 7,5% (смотрите Информационное сообщение Банка России от 22.10.2021).
Рассчитаем пени по периодам просрочки:
Первый период просрочки (до выполнения работ по акту от 16.08.2021, включая день приемки) - 38 дней (с 10.07.2021 по 16.08.2021). Размер пени за первый период просрочки составит 34 556,65 руб. ((5 137 542 - 1 500 000) х 7,5% x 1 / 300 х 38));
Второй период просрочки (со дня, следующего за днем приемки работ по акту от 16.08.2021 до выполнения работ по акту от 17.11.2021, включая день приемки) 93 дня (с 17.08.2021 по 17.11.2021). Размер пени за второй период просрочки составит 17147,85 руб. ((5 137 542 - 4 400 000) х 7,5% x 1 / 300 х 93);
Третий период просрочки (со дня, следующего за днем приемки работ по акту от 17.11.2021 до выполнения работ по актам от 22.11.2021, включая день приемки) - 5 дней (с 18.11.2021 по 22.11.2021). Размер пени за второй период просрочки составит 875,00 руб. ((5 137 542 - 4 437 542) х 7,5% x 1 / 300 х 5).
Итого общая сумма пени составит 52 579,5 руб. (34 556,65 + 17 147,85 + 875,00).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Расчет пени за просрочку исполнения по контракту (44-ФЗ) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.);
- Энциклопедия решений. Формула для расчета пени по Закону N 44-ФЗ, начисляемой поставщику за просрочку исполнения обязательств по контракту;
- Калькулятор пеней, начисляемых поставщику.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

2 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.