Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Подрядные работы по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, фактически выполняются субподрядчиком. Сам подрядчик проявляет недобросовестность, не выполняет свои обязательства (в настоящее время рассматривается вопрос об одностороннем отказе от исполнении контракта с ним). Возможно ли в такой ситуации заказчику произвести оплату непосредственно субподрядчику? Можно ли оформить подрядные отношения напрямую с субподрядчиком, перезаключив с ним контракт, осуществив уступку прав требования или другое?

Подрядные работы по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, фактически выполняются субподрядчиком. Сам подрядчик проявляет недобросовестность, не выполняет свои обязательства (в настоящее время рассматривается вопрос об одностороннем отказе от исполнении контракта с ним). Возможно ли в такой ситуации заказчику произвести оплату непосредственно субподрядчику? Можно ли оформить подрядные отношения напрямую с субподрядчиком, перезаключив с ним контракт, осуществив уступку прав требования или другое?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Замена стороны подрядчика в контракте в рассматриваемом случае недопустима. Контракт на выполнение подрядных работ с лицом, являющимся субподрядчиком, заказчик может заключить в общем порядке с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ.
Вопрос оплаты выполненных работ субподрядчику может быть решен на основании соглашения об уступке денежного требования, заключенного между подрядчиком и субподрядчиком, и только в том случае, разумеется, если право требования оплаты возникнет у подрядчика (что в приведенных обстоятельствах представляется сомнительным).

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что в силу общего правила п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Уступка требования кредитором (цессия) другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору (п. 1 ст. 388 ГК РФ). Замена стороны договора, иначе именуемая передачей договора, допускается нормами гражданского законодательства (ст. 392.3 ГК РФ, смотрите также п. 29 Постановления N 54).
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), которые применяются к отношениям в сфере контрактной системы в части, не урегулированной Законом N 44-ФЗ и не противоречащей ему. При этом Законом N 44-ФЗ установлен запрет на перемену поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент), за исключением случая, если новый контрагент является правопреемником контрагента по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, присоединения (ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, передача контрагентом контракта (ст. 392.3 ГК РФ), то есть замена стороны по контракту в силу ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, невозможна.
Вместе с тем уступка контрагентом третьему лицу денежного требования к заказчику не приводит к перемене контрагента по контракту. Запрета на такую уступку Закон N 44-ФЗ не содержит. Именно такой подход сформирован на сегодняшний день в правоприменительной практике (п. 17 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 20.04.2017 N 307-ЭС16-19959). Таким образом, контрагент заказчика по государственному контракту вправе уступить третьему лицу денежное требование, возникшее у него к заказчику из указанного контракта*(1).
Таким образом, из сказанного следует, что в рассматриваемом случае замена стороны подрядчика в контракте недопустима. Контракт на выполнение подрядных работ с лицом, являющимся субподрядчиком, заказчик может заключить в общем порядке с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ (осуществив новую закупку). Вопрос оплаты работ, выполненных субподрядчиком, может быть решен на основании соглашения об уступке денежного требования, заключенного между подрядчиком и субподрядчиком и только в том случае, разумеется, если право требования оплаты возникнет у подрядчика (что в приведенных обстоятельствах представляется сомнительным).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Уступка денежного требования к заказчику, возникшего из контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
- Энциклопедия решений. Перемена лиц по контракту по Закону N 44-ФЗ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Может ли заказчик оплачивать выполнение работ напрямую субподрядчику, минуя генерального подрядчика по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.)
- Энциклопедия решений. Санкционирование оплаты денежных обязательств казначейскими органами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

6 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) При определенных обстоятельствах у субподрядчика могут возникнуть сложности с получением от заказчика суммы, право требования которой было ему уступлено подрядчиком, обусловленные санкционированием оплаты со стороны казначейства. Специалисты Минфина РФ полагают, что до внесения изменений в бюджетное законодательство оплата по контракту возможна только лицу, платежные реквизиты которого указаны в контракте (письма от 16.08.2019 N 09-04-06/62906, от 24.03.2020 N 24-03-07/22843, от 18.03.2020 N 24-03-08/20995, от 23.01.2020 N 24-01-07/3873, от 03.10.2019 N 09-04-11/76802). Указанную позицию поддерживают представители Федерального казначейства (письмо от 23.08.2019 N 07-04-05/05-181560).