Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Возможно ли по Закону N 44-ФЗ осуществить закупку медицинского оборудования (концентратор кислорода медицинский), стоимость которого превышает три миллиона рублей, необходимого для оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией (COVID-19), без проведения торгов у единственного поставщика?

Возможно ли по Закону N 44-ФЗ осуществить закупку медицинского оборудования (концентратор кислорода медицинский), стоимость которого превышает три миллиона рублей, необходимого для оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией (COVID-19), без проведения торгов у единственного поставщика?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При наличии предусмотренных Законом N 44-ФЗ оснований заказчик вправе осуществить закупку медицинского оборудования у единственного поставщика в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (то есть фактически за счет любых средств), за исключением случаев, предусмотренных чч. 2 и 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с требованиями указанного закона. Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ, именуется заказчиком (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Основания, при наличии которых заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика (без проведения конкурентных процедур), перечислены в ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В частности, в силу п. 9 ч. 1 данной статьи закупка у единственного поставщика может осуществляться при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
С 1 апреля 2020 года в процитированную норму внесены изменения, согласно которым на ее основании могут осуществляться закупки любых товаров, работ, услуг. До указанной даты перечень таких товаров, работ, услуг был ограничен (смотрите в связи с этим материал: Энциклопедия решений. Закупка по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика вследствие аварии, ЧС, непреодолимой силы, необходимости оказания медпомощи и гуманитарной помощи).
Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности именно при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Согласно позиции, изложенной в письме Минфина России, МЧС России, ФАС России NN 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 от 03.04.2020, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Следовательно, при введении на соответствующей территории режима повышенной готовности заказчик вправе осуществить закупку медицинского оборудования, направленную на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом одним из критериев правомерности проведения такой закупки является наличие причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки" (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2021 г. N 14АП-4998/21 по делу N А44-1598/2021).
Кроме того, как было указано выше, закупка у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ может проводиться заказчиком и в случае необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме.
Таким образом, если закупка медицинского оборудования отвечает вышеуказанным целям, то при обосновании заказчиком нецелесообразности проведения конкурентных процедур контракт может быть заключен с единственным поставщиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
В заключение отметим, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчику необходимо соблюдать особенности, установленные Законом N 44-ФЗ для таких закупок. Подробнее о них сморите в материале: Энциклопедия решений. Порядок закупки на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

12 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.