Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки При расчете начальной (максимальной) цены контракта на товары используются три коммерческих предложения и цены из Реестра товаров Санкт-Петербурга на текущий квартал. С точки зрения требований Закона N 44-ФЗ нужно ли использовать еще и нормируемый перечень (предельные цены) (Приложение 2 к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 489)?

При расчете начальной (максимальной) цены контракта на товары используются три коммерческих предложения и цены из Реестра товаров Санкт-Петербурга на текущий квартал. С точки зрения требований Закона N 44-ФЗ нужно ли использовать еще и нормируемый перечень (предельные цены) (Приложение 2 к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 489)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При расчете НМЦК при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, на которые установлены предельные цены, заказчик обязан использовать информацию о предельных ценах на товары, работы, услуги из Приложения 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 489.

Обоснование вывода:
Положениями части 1 ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, в том числе правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (п. 2 части 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.
Таким образом, ст. 19 Закона N 44-ФЗ установлена обязанность государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения утвердить требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам учреждениями и предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), а также нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им учреждений и предприятий.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 489 утверждены Правила определения требований к закупаемым государственными органами Санкт-Петербурга, органом управления территориальным государственным внебюджетным фондом и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" (далее - Постановление N 489). Помимо этого, значения потребительских свойств (в том числе характеристик качества) и иных характеристик (в том числе предельных цен) отдельных видов товаров, работ, услуг утверждены распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 31.05.2018 N 100-р.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются в соответствии с положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ НМЦК определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой части.
Приоритетным в силу части 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ для определения и обоснования НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
В случае, если в рамках нормирования закупок установлены предельные цены товаров, работ, услуг, НМЦК определяется с применением в обязательном порядке нормативного метода (части 1, 6, 7 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
На основании части 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК (далее - Рекомендации).
Нормативный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг (п. 4.1 Рекомендаций).
Согласно п. 4.4 Рекомендаций нормативный метод может применяться для определения НМЦК (если цена товара, работы, услуги нормируется в соответствии с действующим законодательством РФ) совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного в соответствии с п. 4.2 настоящих Рекомендаций (т.е. исходя из предельной цены единицы товара, работы, услуги, установленной в рамках нормирования в сфере закупок).
В письме Минфина России от 27.04.2020 N 24-01-08/34018 изложено, что в целях недопущения закупки по завышенным ценам рекомендуется при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, для которых в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ установлены предельные цены, осуществить расчет НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и нормативным методом. Смотрите также разъяснения по вопросу 1 в письме Минэкономразвития России от 18.11.2016 N Д28и-3122, разъяснения по вопросу 1 в письме Минэкономразвития России от 10.05.2016 N Д28и-2378.
При этом в случае, если НМЦК, определенная методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), ниже НМЦК, определенной нормативным методом, при осуществлении закупки рекомендуется применять НМЦК, определенную методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Таким образом, в рассматриваемом случае использование заказчиком при расчете НМЦК информации о предельных ценах на товары, работы, услуги из Приложения 2 к Постановлению N 489 фактически означает применение нормативного метода. Помимо этого, заказчиком также применяется метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), что соответствует Рекомендациям, а также разъяснениям контролирующих органов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Нормирование закупок по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Нормативный метод определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Ассоциации "Содружество" Иванкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

9 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.