Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Организация осуществляет закупки по Закону N 223-ФЗ. Работники, занятые на работах с вредными (или) опасными условиями труда, первый периодический медицинский осмотр в центре профпатологии проходят при стаже работы пять лет. В настоящее время в связи с распространением коронавирусной инфекции центр профпатологии субъекта не проводит периодический медицинский осмотр. Могут ли в конкурентной процедуре участвовать центры профпатологии других субъектов?

Организация осуществляет закупки по Закону N 223-ФЗ. Работники, занятые на работах с вредными (или) опасными условиями труда, первый периодический медицинский осмотр в центре профпатологии проходят при стаже работы пять лет. В настоящее время в связи с распространением коронавирусной инфекции центр профпатологии субъекта не проводит периодический медицинский осмотр. Могут ли в конкурентной процедуре участвовать центры профпатологии других субъектов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Участниками закупки могут быть любые физические и юридические лица, независимо от места их проживания и нахождения.

Обоснование вывода:
В силу ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) участником закупки является:
- любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
- любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Как видим, закон прямо указывает на возможность участия в закупке любых юридических лиц, независимо от места нахождения. При этом место оказания услуг не должно быть связано с местом нахождения участника закупки, с которым заключается договор, что может быть подтверждено сказанным ниже.
Требования, предъявляемые к участникам закупки (далее - участники), равно как и к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, в Законе N 223-ФЗ не определены, за исключением требований к участникам закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - закупки среди МСП). Возможные требования к участникам закупок среди МСП определены в пп. 6, 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ и в целом совпадают с требованиями, предъявляемыми к участникам закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, хотя, как следует из чч. 19.5-19.7 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ эти требования в любом случае предъявляются только в том случае, если они указаны в документации о конкретной конкурентной закупке.
За исключением правила ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, допускающего установление требования об отсутствии сведений об участниках в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ не конкретизирует требования к участникам, которые вправе установить заказчик. Ограничения свободы заказчика в установлении таких требований следуют из ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, устанавливающей принципы закупок. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ одним из принципов, которым обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам. А в силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ еще одним принципом закупки является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам. В последнем случае, как мы полагаем, формулировка не совсем точна, очевидно, имеется в виду, что измеряемыми должны быть показатели, отражающие соответствие этим требованиям.
Как видим, закон прямо допускает установление заказчиком требований к участникам, ограничивающих допуск к участию в конкретной закупке, требуя только, чтобы эти требования были обоснованными и измеряемыми.
Как указано в определении ВС РФ от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, включение заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований к участникам сужает круг потенциальных участников. Однако такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства и Закона N 223-ФЗ лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки. Также отмечено, что требования к участникам могут рассматриваться как нарушающие законодательство, если антимонопольный орган докажет, что они включены в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.
Представляется очевидным, что то же безусловно относится и к требованиям к месту исполнения договора, в частности, к месту оказания услуг.
Заметим, что некоторые требования вытекают из норм законодательства, устанавливающих требования наличия лицензии, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, или членства в такой организации в качестве условия осуществления деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
В частности, медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Нормами п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), и Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, медицинские осмотры, в том числе предрейсовые и послерейсовые, отнесены к медицинской деятельности, требующей получения лицензии.
Иных обоснованных ограничений для участия в рассматриваемой закупке мы не усматриваем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

3 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.