Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Заказчик провел электронный аукцион на поставку канцелярских товаров с установлением в извещении основания применения национального режима в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление 617). Согласно п. 9 Постановления 617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи. Следует ли заказчику отклонить заявку участника в том случае, если участник не предоставил в составе заявки информацию о нахождении его продукции в реестре? Согласно тому же п. 9 Постановления 617 информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт. Каким образом заказчик может указать реестровые номера товаров в контракте, если участник закупки не предоставил эти номера в составе заявки? В какой форме заказчик в извещении должен прописать требования к документам по Постановлению 617, которые должен предоставить участник в составе вторых частей (в Постановлении 617 не указаны требования к конкретным видам или форме документов, которые должен предоставить участник)? Верно ли, что если не указаны конкретные документы, то и отклонять заказчик не вправе за непредставление участником информации о реестровых номерах?

Заказчик провел электронный аукцион на поставку канцелярских товаров с установлением в извещении основания применения национального режима в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление 617). Согласно п. 9 Постановления 617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи. Следует ли заказчику отклонить заявку участника в том случае, если участник не предоставил в составе заявки информацию о нахождении его продукции в реестре? Согласно тому же п. 9 Постановления 617 информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт. Каким образом заказчик может указать реестровые номера товаров в контракте, если участник закупки не предоставил эти номера в составе заявки? В какой форме заказчик в извещении должен прописать требования к документам по Постановлению 617, которые должен предоставить участник в составе вторых частей (в Постановлении 617 не указаны требования к конкретным видам или форме документов, которые должен предоставить участник)? Верно ли, что если не указаны конкретные документы, то и отклонять заказчик не вправе за непредставление участником информации о реестровых номерах?

Прежде всего отметим, что постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (далее - Постановление N 617) установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, смысл которых заключается в том, что при наличии не менее двух заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и одновременно соответствующих требованиям подп. "а" и подп. "б" п. 2 Постановления N 617, заказчик обязан отклонить все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Напомним, что в соответствии с подп. "а" и подп. "б" п. 2 Постановления N 617 указанные заявки должны содержать предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены ЕврАзЭС, и одновременно не должны содержать предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
Как видим, ограничения допуска применяются исключительно при наличии конкуренции между заявками с предложением соответствующих товаров российского происхождения либо происходящих из государств - членов ЕАЭС (далее - товары российского/евразийского происхождения). Если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями допуска, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (п. 3 Постановления N 617).
Таким образом, в приведенной ситуации механизм отклонения заявок и иные требования Постановления N 617 будут применяться только при наличии как минимум двух заявок с товарами российского/евразийского происхождения, соответствующих документации и требованиям п. 2 Постановления N 617, и заявок с товарами иностранного происхождения (смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2020 N 24-05-07/51216 ).
Особо отметим, что из требований Постановления N 617 не следует, что заказчик вправе не устанавливать ограничения допуска промышленных товаров, включенных в Перечень и происходящих из иностранных государств, либо не применять требования Постановления N 617 в случае отсутствия в Реестре аналогов российского происхождения или произведенных в ЕАЭС. Само по себе отсутствие товаров в Реестре может повлечь лишь невозможность реализации п. 2 Постановления N 617 в части отклонения иностранных заявок.
В силу п. 7 Постановления N 617 для целей реализации этого постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является:
- либо нахождение наименования продукции в реестре российской промышленной продукции (далее - Реестр);
- либо наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена ЕАЭС, за исключением России (далее - сертификат ЕАЭС).
Согласно п. 9 Постановления N 617 подтверждением соблюдения ограничений, установленных данным постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в Реестре с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ". Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
На этапе исполнения контракта участник закупки представляет выписку из Реестра, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, или копию сертификата ЕАЭС. Подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о необходимости представить указанные документы на стадии исполнения контракта.
Формально Постановлением N 617 не предусмотрена необходимость предоставления участниками закупки каких-либо документов в составе заявки, в связи с чем, как указано в п. 1 Письма Министерства промышленности и торговли РФ от 05.06.2020 N 39247/12, механизм "третий лишний" следует применять на основании информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции - в отношении продукции, произведенной на территории РФ, а также на основании декларирования - в отношении продукции, произведенной на территории ЕАЭС.
Сказанное означает, что заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке требование о предоставлении в составе заявки конкретных документов, подтверждающих соответствие заявки требованиям Постановления N 617, например, выписки из Реестра или копии сертификата ЕАЭС, однако должно быть установлено требование о предоставлении в составе заявки информации о нахождении предлагаемого участником товара в Реестре с указанием номера реестровой записи, при необходимости, информации о совокупном количестве баллов (решение УФАС по Еврейской автономной области от 01.04.2021 N 079/06/106-07/2021, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14.05.2021 N 086/06/66-708/2021, решение УФАС по Свердловской области от 01.07.2021 N 066/06/64-2399/2021, решение УФАС по Ульяновской области от 18.12.2020 N 073/06/69-724/2020, решение УФАС по Ставропольскому краю от 29.11.2021 N 026/06/69-1510/2021).
Отметим, что заказчик не вправе признавать заявку участников, не соответствующую требованиям документации о закупке по причине отсутствия в ней информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в Реестре. Как показывает практика, такие заявки приравниваются к заявкам, в которых содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, несмотря на то, что буквально в данной норме говорится об отсутствии необходимых документов. Смотрите, например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 01.09.2020 N 11-162/20, решение УФАС по Новосибирской области от 03.08.2020 N 054/06/69-1465/2020, решение УФАС по Челябинской области от 08.07.2021 N 074/06/105-1794/2021. Аналогичной позиции придерживаются представители Минфина России (письмо от 18.09.2020 N 24-03-07/82059, письмо от 02.07.2020 N 24-03-08/56957).
Применительно к ситуации сказанное означает, что в случае наличия по результатам рассмотрения первых и вторых частей заявок двух заявок с товарами российского/евразийского происхождения, соответствующих документации о закупке и требованиям п. 2 Постановления N 617, заявки, не содержащие информацию о нахождении предлагаемых участником товаров в Реестре, являются иностранными и отклоняются заказчиком, как того требуют положения п. 2 Постановления N 617. Информация о реестровой записи промышленного товара, содержащаяся в заявке победителя аукциона, включается в контракт.
Если же в ходе проведения аукциона не будет соблюдено требование п. 2 Постановления N 617 о наличии двух заявок с товарами российского/евразийского происхождения, заказчик не вправе отклонить заявки, не содержащие информацию о нахождении предлагаемых участником товаров в Реестре, так как положения Постановления N 617 к такой закупке не применяются. Однако в таком случае применяются условия допуска, установленные приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н. Очевидно, что в подобной ситуации требование о включении в контракт информации о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара, также не применяется, поэтому в таком случае информация о реестровой записи включается в контракт, только если она содержится в заявке победителя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

27 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.