Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Был проведен 08.07.2021 электронный аукцион по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Снижение начальной максимальной цены контракта составило более 25%. 9 июля 2021 года заказчик разместил протокол подведения итогов аукциона. Проект контракта был направлен заказчиком победителю аукциона 12.07.2021. Победитель 13.07.2021 подписал проект контракта и прикрепил сведения о добросовестности, но не прикрепил документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан признать победителя уклонившимся от заключения контракта в случае непредоставления обеспечения исполнения контракта, но не установлен срок для этого. В описанной ситуации в какие сроки победитель должен подписать контракт и предоставить соответствующее обеспечение? В какие сроки заказчик должен признать победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта?

Был проведен 08.07.2021 электронный аукцион по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Снижение начальной максимальной цены контракта составило более 25%. 9 июля 2021 года заказчик разместил протокол подведения итогов аукциона. Проект контракта был направлен заказчиком победителю аукциона 12.07.2021. Победитель 13.07.2021 подписал проект контракта и прикрепил сведения о добросовестности, но не прикрепил документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан признать победителя уклонившимся от заключения контракта в случае непредоставления обеспечения исполнения контракта, но не установлен срок для этого. В описанной ситуации в какие сроки победитель должен подписать контракт и предоставить соответствующее обеспечение? В какие сроки заказчик должен признать победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, если победитель закупки до 20 июля текущего года включительно не предоставит обеспечение контракта в требуемом размере, заказчик обязан не позднее 21 июля текущего года принять решение о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта и не позднее 22 июля текущего года разместить в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта.

Обоснование вывода:
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры закреплен в ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Так, в течение 5 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке неподписанный проект контракта. При этом в течение 5 дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта заказчиком победитель электронного аукциона подписывает указанный проект контракта, размещает его на электронной площадке с приложением документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий (ч. 2-4 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ победитель электронного аукциона признается заказчиком, уклонившимся от заключения контракта, если в сроки, предусмотренные ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, он не направил заказчику:
- проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от его имени, или
- протокол разногласий, соответствующий ч. 4 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, или
- в случае снижения при проведении аукциона цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги - не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ.
Как видим, ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта по причине непредоставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта. Не предусмотрена возможность признания победителя электронного аукциона уклонившимся по причине непредоставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, и иными положениями Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем победитель признается уклонившимся от заключения контракта в соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта. А в соответствии с ч. 6 ст. 37 Закона N 44-ФЗ при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в увеличенном размере согласно ч. 1 названной статьи, или информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 указанной статьи. Участник закупки, не предоставивший такое обеспечение, признается уклонившимся от заключения контракта.
Приведенные нормы ставят признание участника закупки уклонившимся в зависимость от фактического получения заказчиком обеспечения исполнения контракта, а не документов, подтверждающих предоставление такого обеспечения. Соответственно, непредоставление победителем аукциона документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, определенном ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, само по себе не является основанием для признания такого участника уклонившимся от заключения контракта (смотрите, например, решение УФАС по Москве от 30.05.2019 N 077/06/57-2311/2019, решение УФАС по Мурманской области от 19.11.2015 N 06-10/15-319, решение УФАС по Липецкой области N 93С/15 (опубликовано 5 июня 2015 г.)).
Следовательно, при описанных обстоятельствах оснований для признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта до истечения сроков, предусмотренных ч. 3 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, то есть до 20 июля текущего года, у заказчика не имеется.
В соответствии с ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ заказчик не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем признания победителя уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. При этом ни указанная часть ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, ни иные положения данной статьи, ст. 37 и ст. 96 Закона N 44-ФЗ не устанавливают, как следует определять день признания победителя уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем нам удалось обнаружить отдельные материалы правоприменительной практики, которые свидетельствуют о справедливости подхода, согласно которому день признания победителя уклонившимся от заключения контракта должен определяться как день, следующий после последнего дня срока, отведенного победителю закупки для подписания контракта (смотрите, например, решение УФАС по Новгородской области от 22.04.2019 N 053/06/83.2-139/2019, решение УФАС по Новгородской области от 12.04.2019).
Таким образом, полагаем, в случае, если победитель закупки до 20 июля текущего года включительно не предоставит обеспечение контракта в требуемом размере, заказчик обязан не позднее 21 июля текущего года принять решение о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта, и не позднее 22 июля текущего года разместить в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Ответ прошел контроль качества

16 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.