Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Каковы сроки рассмотрения заявок (первых и вторых частей) на участие в электронных закупках, проводимых исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, и сроки подготовки протоколов по итогам такого рассмотрения?

Каковы сроки рассмотрения заявок (первых и вторых частей) на участие в электронных закупках, проводимых исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, и сроки подготовки протоколов по итогам такого рассмотрения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Комиссия по осуществлению закупок рассматривает и оценивает информацию, имеющую значение для определения победителя электронной закупочной процедуры, присваивая каждой не отклоненной по итогам рассмотрения заявке порядковый номер, не позднее конца рабочего дня, следующего за днем, когда соответствующая информация была получена этой комиссией от оператора электронной площадки.
Соответствующий протокол формируется комиссией одновременно с проведением процесса рассмотрения и оценки заявки и размещается в единой информационной системе незамедлительно (не более чем в течение 1 часа) после окончания указанного процесса.

Обоснование вывода:
Действительно, согласно ч. 26 ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в течение 1 рабочего дня после направления оператором электронной площадки (далее - оператор) информации, указанной в пп. 1 (при проведении запроса котировок в электронной форме), 3, 4 (в случае, если конкурс в электронной форме включает этап, предусмотренный п. 5 ч. 4 ст. 3.4) ч. 22 ст. 3.4 Закон N 223-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок (далее - комиссия) на основании результатов оценки заявок на участие в такой закупке присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. В перечисленных в приведенной норме пп. 1, 3, 4 ч. 22 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ устанавливается обязанность оператора направлять первые части заявок, вторые части заявок на участие в конкурсе, запросе предложений и включенных в такие заявки предложения о цене, заявки на участие в запросе котировок, первые и вторые части заявок на участие в аукционе и протокол проведения непосредственно аукциона. Иными словами, речь идёт о направлении оператором заказчику информации об участниках закупки, подавших заявки на участие в данной конкретной закупке, и об их предложениях об исполнении заключаемого по итогам закупки договора, полученных в составе заявки или при проведении непосредственно аукциона.
Таким образом, кратко содержание ч. 26 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ можно передать так: в течение 1 рабочего дня после получения от оператора информации, имеющей значение для определения победителя закупочной процедуры, комиссия рассматривает и оценивает эту информацию, присваивая каждой не отклоненной по итогам рассмотрения заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора.
При этом, поскольку под "рабочим днем" в законодательстве обычно понимаются календарные сутки (смотрите, например п. 1 ст. 194 ГК РФ), которые не объявлены нерабочим выходным или праздничным днем и в течение которых по этой причине входят рабочие часы (смотрите ст. 193 ГК РФ, ст. 107, 110, 111, 112 ТК РФ), а исчисляться срок начинает на следующий день после события, к которому привязано начало его течения (ст. 191 ГК РФ)*(1), указания ч. 26 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ можно понимать и так, что если оператор направил, а заказчик получил соответствующую информацию в 10:00 одного рабочего дня, то у комиссии есть время для оценки этой информации и ранжирования заявок до конца (как правило, 18:00) следующего рабочего дня.
В соответствии же с ч. 24 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме заказчик направляет протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки) (ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ), оператору, который в течение часа с момента получения размещает этот протокол в единой информационной системе (далее - ЕИС). А в силу ч. 27 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ и размещает его на электронной площадке и в ЕИС. Сроков для непосредственно написания (формирования, оформления) протоколов нормы Закона N 223-ФЗ не предусматривают.
По нашему мнению, это обуславливается тем, что законом предполагается, что протокол формируется, пишется членами комиссии или ее секретарем одновременно с процессом рассмотрения полученной информации и оценки заявок или, иначе говоря, - прямо в ходе этого процесса. Иначе, на наш взгляд, было бы затруднительно объяснить, почему законодатель, достаточно детально регулируя процесс закупок именно исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, не регулирует столь существенного момента. Иными словами, именно отсутствие специального указания на отдельный промежуток времени, отводимый для формирования документов, само формирование которых обязательно в силу закона, показывает, что они формируются в рамках процесса, который они описывают.
Таким образом, формирование протокола рассмотрения и оценки первых или вторых частей заявок, заявок в целом должно идти одновременно с этим процессом и заканчиваться вместе с его окончанием. Соответственно, размещать в ЕИС протоколы следует незамедлительно после окончания срока для рассмотрения и оценки заявок, первых или вторых частей заявок или, по аналогии со сроками передачи информации между заказчиком и оператором - в течение 1 часа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

16 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об установленных гражданским законодательством правилах исчисления сроков применительно к закупкам для государственных и муниципальных нужд читайте в соответствующем материале Энциклопедии решений.